Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

среда, 24 февраля 2010 г.

Кыргызы и казахи: искушение прошлым


Говорят часть кыргызов определились с вопросом "Кто мы?". Большинство политической "элиты" и главари интеллигенции за "кыргызскость" во всем.Вперед в кыргызский патриархальный рай.Собрать решили курултаи.Не ясно, что в повестке дня. Но, то что предварительно предлагают обсудить, вызывает закономерный вопрос - а чем тогда гос.органы занимаются? Со всех сторон вносят идею о создании власти по родо-племенному принципу."Сол канат", "Он канат" и "Ичкилик". Если на верху пирамиды построят такую конструкцию, все кыргызское общество поделится на роды и племена.Потом, дойдет до того, что главу почты в аиле будут сменять по родо-племенному признаку - месяц -саруу, другой, солто, потом ичкилик. Потом начнут делить природные богатства, всё...Ни один народ в мире не достиг состояния развитости и благополучия таким путем. Вся постколониальная Африка страдает от родо-племенных столкновений.Пример, Руанда, где в смертельной борьбе находятся до сих пор тутси и хуту.Характерными чертами таких государств являются бедность,конфликты,постоянные кровавые перевороты.На этот опасный путь становится Кыргызстан. Отцы нового кыргызского патриархального строя против глобализации и Запада. НПО, по их утверждениям занимаются порабощением кыргызского народа.Демократия, они считают, не привилась в стране. Значит, по их мнению, надо жить революциями.
К такому тупику в состоянии мысли привел безумный правящий клан. Заигрывая с "национал -патриотами"(пример проект о кочевниках),отдав сферу национального стратегирования в руки "кыргызских варягов - мошенников"(см.институты)и несмышлёныша клана (ханзада),уничтожив тонкий образованный слой в госуправлении, создал себе соперника - радикальных патриархатов.Которые в оппозиции ко всему, что не укладывается в их понимании.Увы,в стране нет реформистской современной элиты.Универсальное правило политики - уничтожаешь умеренных образованных соперников - получаешь политических отморозков начало действовать в Кыргызстане. Самоидентификация пошла по грубому пути. Такое состояние общественной "мысли" говорит о незнании реального ответа на вопрос"кто мы".О распаде остатков национального сознания. Феодализм вернулся.

Состояние казахской мысли по этому вопросу излагается в статье Акара Ахмеджанова "О национальном патриотизме в Казахстане". Некоторые отрывки: “кумысно-бешбармачный патриотизм” части казахских национал-патриотов во всех случаях придерживающихся лишь показной, внешней части традиционалистских ритуальных обрядов - формы культурного потребления давно ушедшей номадической архаики - вызывает неприятие остальной части казахстанцев. Такой фольклорный образ казахской нации уместен лишь на историко-фольклорных празднествах и не адекватен в других случаях.

Именно поэтому городские казахи, отошедшие от ориентации на русскоязычную культуру и, в то же время от сугубо этнической как приоритетной, оказались в культурно-идентификационном вакууме. Они могли бы стать генератором гражданского общества, но в условиях мобилизации этничности как ресурса со стороны власти и традиционалистской части казахских национал-патриотов зачастую оказываются невостребованными. Казахский этнический рай – исторический тупик в первую очередь для самих казахов, т.к. не предполагает коренного изменения своих поведенческих моделей, ценностных ориентаций, требуемых временем.

Таким образом, реалистический, полноценный путь строительства полноценной “гражданской нации” в Казахстане невозможен без общенациональной культуры. В этом случае, “казахский национал-патриотизм” и “русский национал-патриотизм” в Казахстане - две стороны главного казахстанского межнационального противоречия в социокультурной сфере будут дополнять друг друга и взаимодействовать между собой в рамках цивилизованного диалога. АХМЕДЖАНОВ Аскар, Член экспертной группы при фонде Алтынбека Сарсенбайулы О национальном патриотизме в Казахстане. http://www.zonakz.net/articles/28340

Попасть в современную цивилизацию довольно трудно.

P.S.Фото из коллекции конгресса США.Продавец юрт.19 век. Аналогия. Торговцы прошлым.

Комментариев нет: