Хамид Турсунов - вопрос: Вы не могли бы прокомментировать ситуацию с задержкой российского кредита на строительство Камбараты-1, которые некоторые связывают с тем, что Кыргызстан не вывел американскую военную базу, а другие с тем, что имело место нецелевое использование Кыргызстаном гранта и кредита (в общей сложности, речь идет о 450 миллионов долларов США).
Б.Б. Ответ: Финансово-кредитное соглашение России с Кыргызстаном, достигнутое и ратифицированное в 2009 году следует рассматривать в контексте таких важных вопросов как: цели и задачи России в Центральной Азии на современном этапе; взаимоотношения между странами региона по водно-энергетическим проблемам, и своеобразии кыргызско-российских отношений. Президент Д..Медведев назвал регион «зоной привилигированных интересов Российской Федерации». Россия сейчас проводит более прагматичную политику, чем раньше. Теперь это донор, ищущий только выгоду. Теперь это партнер, который хочет доминировать. Поэтому не следует питать радужных иллюзий от возвращения России в Центральную Азию, а разумно просчитывать её цели и намерения. Известно также, что Россия не может не учитывать рост напряженности между Узбекистаном и Кыргызстаном, Таджикистаном по водно-энергетическим проблемам. Сами страны не в состоянии разрешить этот конфликт в обозримом будущем. А Россия, частично профинансировав гидроэнергетические проекты в Кыргызстане и Таджикистане, оказалась втянутой в этот острый конфликт. И все стороны с разной тональностью обвиняют её в реализации политики «разделяй и властвуй». Каковы будут последствия этого конфликта для Росии сейчас трудно предугадать.
Соглашение между Кыргызстаном и Россией содержит больше вопросов, нежели решений. Более, того тёмные операции с акциями АО «Дастан», очень сомнительные схемы приватизации АО «Северэлектро» и других обьектов, осуществленные группой весьма одиозных коррупционеров, создали ситуацию, когда Россия оказалась втянутой в коррупционный скандал внутри Кыргызстана. Это конечно бросает тень на политику России в Кыргызстане и в целом Центральной Азии. Так «привилигированнные интересы» не продвигают. Кто будет виноват, к примеру в случае крупной техногенной катастрофы на этих новых гидроэнергетических обьектах? Конечно, Россия, как страна спонсировавшая проекты, несмотря на напряженность в регионе. Можно представить какой шум поднимется в мире и все стрелы будут направлены на Россию. Все заинтересованные в регионе государства, в том числе Россия представляют очень хорошо, что странами Центральной Азии управляют некомпетентные, погрязшие в коррупции, безответственные перед своими гражданами институты власти. Какой с них спрос? Поэтому, предоставляя финансовую помощь, Россия изначально знала, что часть её будет использована не по назначению. Её вряд ли беспокоит мораль кыргызского режима.
Вопрос в другом, Россию заботит верность союзника. А вот как раз то надежным союзником и партнером кыргызский криминальный режим не может быть. Правители Кыргызстана обещали закрыть американскую базу под российские кредиты. Пока не выполнили его. Таким образом, я считаю, что финансово-кредитное соглашение не будет выполнено так, как это было заявлено при подписании. Все остальные крупные игроки на центральноазиатском пространстве низкого мнения о кыргызском лидерстве. Поэтому отношения с ним, они строят по формату «коротких выгод», а не долгосрочных надежных взаимовыгодных отношений. В этом году, кыргызский режим стоит перед трудным выбором, который он сделает в июне.
суббота, 13 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий