Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

пятница, 12 ноября 2010 г.

Бауыржан Сундетбаев: "После Назарбаева надо готовиться к худшим временам"

Казахстанский политик Бурихан Нурмухамедов (Полное интервью читайте здесь ...Бурихан Нурмухамедов:) считает, что в стране "отсутствует политический класс". Он останавливается на казахской элите и пишет: "Откуда идет слабость казахской элиты, ее несплоченность? Вы думаете феномен 30-х годов прошлого века был новым для казахов? Как мне рассказывал один историк, основными внутренними источниками истории казахов 19 века явились фактически доносы, которые сами казахи друг на друга писали. ...в конце концов, мы сейчас имеем ту элиту, которая осталась после репрессий, элиту, которая все время друг друга стремилась подставить, истребить, предать."

Предлагаю отрывки из статьи Бауыржана Сундетбаева Почему Нурсултан Назарбаев незаменим на посту главы государства "Н.Назарбаев в качестве руководителя государства, как и все правители всех времен и эпох, к сожалению, не вечен. Именно – к сожалению. И это вовсе не ирония. Да, общество испытывает усталость от того, что им уже в течение почти двух десятилетий правит все тот же человек..

В середине 1980-х гг. в казахском обществе, помнится, было много злорадства по поводу того, что, мол, являвшийся любимцем Л.И.Брежнева Д.Кунаев не находит общего языка с новым генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачевым. Я лично видел немало весьма далеких от государственной службы и партийной деятельности интеллигентных казахов, которые прыгали от радости при известии о снятии с должности Д.Кунаева. И им было вовсе не важно, что на его место привели человека извне и даже не казаха. «Главное – Кунаева наконец-то сняли», - радовались они. Кое-кто из них, правда, спустя несколько дней, пожалел о том. Но это уже задним числом. Примерно такое же явление имеет место сейчас в Казахстане. Причем даже самые ярые противники Назарбаева признают то, что в республике сейчас нет человека, который, придя на его место, сумел бы гарантировать стабильность власти и общества. Н.Назарбаев до сих пор удерживается у власти благодаря, по меньшей мере, двум бесспорным факторам. Это – во-первых, его способности и личностные качества, позволившие ему пройти естественный отбор и на пути к вершине власти обойти всех потенциальных и настоящих конкурентов. Во-вторых, легитимность его прихода на пост первого руководителя страны в глазах казахстанской и, прежде всего, казахской общественности в силу того, что он был назначен туда Москвой – прежней вышестоящей нейтральной инстанцией. Для трезвомыслящего человека ясно, что будь то при Н.Назарбаеве, будь то при ином руководителе, прошедшем такой же отбор, ситуация за прошедшие почти двадцать лет принципиально иначе не могла складываться. Изречение, что «любой народ заслуживает такое правительство, какое имеет», это как раз о Казахстане и его нынешнем руководстве.

Но именно сейчас наступает, кажется, иная эпоха, которая, судя по всему, сулит нам всем уже смутные времена. И в нее мы входим именно сейчас не из-за того, что Н.Назарбаев как руководитель чего-то не предусмотрел или сознательно не сделал, а вследствие того, что запасы инерционного характера стабильности в Казахстане и ресурсы административного таланта этой личности и благоприятной для проявления им своих способностей руководителя ситуации исчерпываются. А лакуны могут восполниться и уже восполняются следующими деструктивными моментами. Во-первых, по территории страны проходят линии колоссальных геополитических изломов, и это почти физически ощущается. Уже сейчас ясно, что центрально-азиатский регион, и, прежде всего, Казахстан, неизбежно должен стать яблоком раздора между ведущими и наиболее активными в мире силами. Во-вторых, в качестве государствообразующей нации выступает народ с аборигенным сознанием, который в социально-экономической реальности недавнего прошлого занимал во многом периферийное положение. Всего 17 с небольшим лет прошло с момента обретения государственной независимости Казахстаном. Однако уже сейчас у нас вся система управления выстроена в духе родоплеменных приоритетов тех, кто принимает решения и делает политику. Более того, чем дальше мы уходим от советской эпохи, тем больший размах начинает принимать такая атавистическая кадровая политика. В ней нет ничего нового. Подобная кадровая политика есть воспроизводство практики кочевых ханов и эмиров, которые отдавали своим бекам и батырам на кормление отдельные города и селения (нынче это – области, ведомства, отрасли, производства и т.п.). Так оно, как это мы видим, есть и сейчас. Изменилась среда обитания, образ жизни. А вот общественное сознание остается во многом, выходит, без изменения. Казахская пословица гласит: «Ауру қалса да, әдет қалмайды» - «Болезнь со временем сходит на «нет», а привычка остается». В-третьих, в казахском обществе центробежные тенденции всегда были очень сильны. Этот фактор также обусловлен спецификой жизни, которую оно вело испокон веков вплоть до времен молодости дедов и отцов нынешних казахов. У казахов есть выражение: «Өкпелесең – көшіп кет!» - «Если обиделся – откочую от своей общины.

Но реальность в современном казахском обществе такова, что отдельные индивидуумы гораздо легче находят общий язык на основе идеи деструктивной, а не конструктивной.

А вот попробуйте добиться объединения этих же самых людей на основе своего созидательного общественного начинания, попросите их всех поддержать вас хотя бы на словах, никакого результата не будет. Потому что такое их наверняка никак не заинтересует. Таково превалирующее сейчас в казахском обществе сознание. И самое главное – это то, что люди оказываются более всего дружными тогда, когда они защищают свою возможность действовать на общественной арене в деструктивном ключе. Если вы будете выступать с позиции общественного и общенационального блага, вас в лучшем случае не заметят, в худшем – будут откровенно радоваться вашему неуспеху, тщетности ваших усилий. А если вы станете разоблачать такую ситуацию и говорить о ее пагубности для будущего всего общества, вас просто «съедят».

Эта черта характера, видимо, тоже унаследована от прошлых времен. То есть привычка является выражением сознания, природного естества человека. Значит, казахи, сколько бы они ни говорили о своей приверженности современным нормам, по жизни будут идти так, как им подсказывает их природа. В XIX веке в Казахстане насаждала свои порядки царская администрация, а в XX – коммунистическая. Но вот на стыке тысячелетий казахи вновь оказались предоставлены самим себе, и тут же ожили общественные нравы, которые, как некоторым казалось, были безвозвратно утрачены. Следовательно, наше кочевое сознание еще долго будет оставаться с нами. При продолжающемся ослаблении центра власти и надвигающихся вследствие этого процесса смутных временах надо бы не игнорировать его, а действовать и принимать ответственные решения с поправкой на него…

Следовательно, нам всем после Н.Назарбаева надо готовиться к худшим временам. Ибо для позитивных перемен явно нет никаких предпосылок.



Комментариев нет: