Поступки политических партий, прошедших в парламент, и в особенности их лидеров будут определяться их властными амбициями, взглядами на суровую реальность в стране, и отношением к Кремлю. Считаю возможным напомнить, что до выборов я говорил о решающем значении двух факторов на выборы: отношение к временной власти и региональное разделение Юг-Север. Результаты выборов это подтвердили.
Амбиции. Всех их обьединяет стремление занять господствующие позиции во власти. Правда временной отрезок каждый видит по разному. Позиции во власти означают две вещи: доминирование или сильные позиции в парламенте и правительстве, а также проходная кандидатура на президентских выборах. Как бы не говорили об уменьшении роли президента в политической системе, всё равно этот пост будет вожделенным для всех политических сил. А в кыргызских условиях многое зависит от личных качеств того, кто на этом посту. Можно быть беспомощным как сейчас, а можно на себе завязать все властные нити в государственном управлении. Вот об этом мечтают все лидеры партий. СДПК, Ар-Намыс, и Республика хотели бы сразу получить управление страной в свои руки. Они шли на выборы с этой целью. Их к этому подталкивает северный антибакиевский электорат. Если создастся такая коалиция, то речь будет идти о некой консолидации северных кланов. Это позволит им сохранить, а некоторым даже укрепить свой электорат на севере. Союз будет конечно же непрочен, поскольку будет идти борьба за лидерствующие позиции между главами партий. Такая коалиция наиболее выгодна лидеру партии Ар-Намыс, так как он будет иметь шанс снова стать лидером севера, как это было в 2005 году, в то время как два других лидера немного ослабят свои позиции. Ата Мекен оказалcя в положении когда ему надо или соглашаться на временные, пусть не выгодные предложения и расклад сил во власти, или уйти принципиально в оппозицию. Последнее, судя по натроению, кроме лидера партии никто в парламентском списке партии не хочет. Атамекеновцам необходимы финансы. Они убедились в неустойчивости и торгашеской натуре большой части электората. К тому же в партии началась эрозия. Сумеют ли лидеры других партий проявить уважение к Ата Мекен и дать ей выгодный шанс, или они будут участвовать в постепенной маргинализации партии вот в чём вопрос. Но, будучи в оппозиции партия может набраться сил, нещадно критикуя правящую коалицию и растаскивая её на куски. Такую позицию пока мешает занять группа партийцев с огромными властными амбициями и безграничным аппетитом к богатству. Ата Журту выгоден сегодня любой расклад. Если она будет в правящей коалиции, то она укрепит свои позиции на юге, и усилит присутствие на севере. Если она останется в оппозиции, то у неё будет все основания значительно укрепиться на политической арене, сваливая на правящую коалицию все проблемы страны. На союз с Ата Мекен и СДПК Ата Журт может пойти только в составе широкой коалиции. Ата Журт по существу сорвала планы этих двух партий на юге, оставив их с небольшим электоратом. С Ар-Намыс и Республикой она договорится без проблем. Но, тогда эти партии будут в тени Ата Журта. Последняя будет делать всё, чтобы ослабить электорат всех четырех партий на юге, и клонировать пару новых партий как будущую поддержку на следующих выборах. СДПК и Ата Мекен будут продолжать терять свои позиции на юге, в то время как некоторые не прошедшие партии будут отбирать её электорат на севере. Ар-Намыс может сохранить небольшие, но устойчивые позиции среди узбеков на юге. Правда, если лидер партии станет премьер-министром, то узбеки могут полностью перейти к нему. Республика, особенно её лидер мечутся между севером и югом, открывающими возможностями и опасениями проиграть в ходе расклада сил. Чем больше лидер молодой Республики будет противопоставлять себя Ата Журту, и строить союз с "революционными партиями", тем больше будет терять позиции на юге уже на долговременной основе. Это связано с тем, что республиканцы - южане будут постоянно подвергаться давлению электората по поводу анти-южного поведения своего лидера, которое неизбежно в условиях сильного давления таласского электората и многих северных кланов. На выборах можно было отделаться словами о единстве народа, после выборов надо доказывать. Лидеры Ата Журт смогли пока мобилизовать большинство электората на юге в свою пользу. Действительно они пока балансируют на юге между радикальными сторонниками бакиева и умеренным электоратом, голосующим по региональному принципу. Обещаний и тем и другим было дано много, и отказ от принципиальных позиций будет дорого стоить партии. Другие "южные" партии этим воспользуются непременно, особенно Бутун Кыргызстан. Поэтому, и Ата Журт в непростом положении - между молотом и наковальней. Каждая партия будет стремиться выдвинуть своего человека на президентские выборы и выиграть их. Сейчас действующий президент устраивает только Ата Мекен, как более менее подходящий союзник, в то время как лидеры остальных партий видят только себя на этом месте. Но, чтобы попасть на это место необходимо иметь сильную поддержку южного электората. Поэтому, кандидаты в президенты вынуждены будут строить отношения с южными кланами, вопреки негодованию всех антибакиевских сил.
Суровая реальность. В течение года-два вывести страну на более менее устойчивую дорогу развития, найти предварительные решения для массы сложнейших проблем в экономике и в сфере безопасности будет чрезвычайно сложно, если невозможно. У Кыргызстана нет ценных на мировом рынке ресурсов и очень мало времени. Все лидеры прошедших партий были в составе правящего эшелона двух политических режимов. Два премьер-министра, спикер парламента, вице-премьер-министр, и министр. В этот раз вряд ли они смогут предложить чудодейственные средства, решить проблемы коррупции, улучшить качество государственного управления. Поступить им по другому, инновационно не позволит постсоветский менталитет, заточенный на власть и богатство и ограниченность ресурсов, прежде всего "мягкой силы". Политические партии во время выборов так и не смогли привлечь в свои ряды продвинутых представителей предпринимательских кругов, ярких хорошо образованных лидеров нового поколения, и авторитетных потенциально сильных выдвиженцев национальных меньшинств. Так они показали своё отношение к человеческому капиталу. Это о многом говорит. Конечно, возможны некоторые малые сдвиги, но они не решат кардинальные проблемы. Победившие станут постоянными просителями внешней помощи, без которой стране не выйти из экономической стагнации. А желающих материально помочь стране не так уж много. Политические лидеры затратили большие средства на выборы и естественно будут прибирать к рукам финансовые потоки. Это ещё больше укрепит коррупционную практику во всех сферах. Но, возможен и вариант спасения, когда перед лицом надвигающегося очередного государственного переворота, политические партии пойдут на временный союз, и создадут широкую коалицию( вроде той, что предлагает лидер Ар-Намыса) и отодвинут угрозу. Но, тогда им нужно будет рассматривать потраченные средства на выборы как инвестиции в избирателей. Поскольку слежка всех за всеми, многообразие представительства в государственном управлении, не дадут повернуть реки финансов в свой огород, придется довольствоваться ручьями. Этот вариант опасен тем, что может наступить полная дисфункциональность государственных органов из-за постоянных распрей внутри системы.
Кремль как спаситель. Лидеры партий строят свои надежды с Кремлем. Таким образом это будет временем подчинения интересам Кремля. Но, Кремль не имеет возможности финансово поддерживать запросы воровитой политической элиты Кыргызстана. В скором времени политики убедятся, что пророссийские позиции это не за союз с Россией, тем более стратегический, как они говорят, а продвижение интересов кремлевской верхушки в Кыргызстане и Центральной Азии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рано или поздно наступит момент, когда они поймут принципиальную разницу между пророссийской и прокыргызской позициями. Не лишне им сейчас попытаться понять истинные устремления кремлевской группировки, отвечающей за Центральную Азию и Кыргызстан. А сейчас, как Бакиев они опять хотят быть хитрее всех. Получится тоже самое.
среда, 3 ноября 2010 г.
Кыргызская борьба между властными амбициями, суровой реальностью и Кремлем.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий