Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

суббота, 27 октября 2007 г.

В безумстве гибельной свободы

В начале лета наш Президент людям, подталкивающим его к принятию скоропалительного и собственного решения о референдуме, ответил, что надо сначала на уровне провести юбилей «Манаса», хорошо всё обдумать, как это умели предки, и, возможно, осенью определиться. Трезвый анализ и чёткий расчёт. По всей вероятности, осень в политическом плане будет очень сложной. Борьба между политическими группировками приобрела открытый и жёсткий характер. Чтобы второй президентский срок был успешным, надо решительно избавиться от псевдодемократических иллюзий. Нужны прагматики и технологи власти. Современной динамике перемен необходимы адекватная система управления и хорошие менеджеры.
Чего хотят люди от политиков, сидящих у руля? Эффективности демократической власти. К тому же Президентом была сделана серьёзная заявка на твёрдость и решительность в наведении порядка в государстве. Если действия развернутся в этом плане по всему фронту, с активным наступлением, то эта кампания будет иметь далеко идущие политические последствия. Весьма позитивные для её инициаторов и по существу гибельные для разномастной, с криминальной окраской оппозиции.
Это понимают те, кто хотел бы пустить своего скакуна на новых президентских выборах. Поэтому, чтобы не уйти в политическое небытие и, и самое главное обезопасить себя от финансовых потерь, они строят свои планы. С этим надо считаться. Тем более, что это люди с психологией бывшей номенклатуры и новая бюрократия, ещё не насытившаяся привилегиями. Выходцы из этой среды способны на любую метаморфозу. Вчера они критиковали Президента за оглядывание на Запад, сегодня они взахлёб говорят о том, что Запад не одобрит идею референдума. Да ещё не прочь представить себя эдакими либеральными интеллектуалами. Поэтому всё зависит от базы поддержки Президента и, собственно, его позиции в отношении политического курса и ситуации.
Сделаем попытку релеьефного анализа сложившейся ситуации, не претендуя на полный охват.

«Это демократия или ещё хуже будет?»
(Из разговора на улице)

Политические pеформы у нас предшествовали экoномическим, а ныне идет попытка .их параллелизации. Исходили из того, что демократия закладывает основу для становления coвpeмeннoгo общества с эффективными институтами власти, с новым человеком и динамично-стабильным обществом. В общем, все как будто бы здраво, верно, симпатично.
Феномен под названием »кыргызский остров демократии» выражается в функционировании более десятка политических партий, одна из которых создана и по половому признаку; независимых средств мaccoвoй информации; проведении периодических выборов и референдумов; децентрализации и разделении власти. Существенные на первый взгяд позитивные сдвиги налицо. Тем не менее люди cпрашивают: "Это дeмократия или еще хуже будет?" Почему-то слово "демократия" вызывает аллергию у многих и многих, которые еще вчера своими руками разрушали партноменклатурный коммунизм.
Так вот, демократия здесь ни при чём. Дело в ее нынешнем исполнении и наполнении, в скоропалительности обещаний и ожиданий. Менее реалистичными и прагматичными, более иллюзорными и мифoтвoрческими оказались кыргызские неофиты демократии. Либеральные ценности в стране, веками жившей в условиях патриархата, восточной деспотии и советского тоталитаризма, приживутся с трудом и не сразу. Вместе с тем следует учесть объективную силу, обладающую мощной инерцией - разрушение СССР. И когда к этому примешивается комплекс субъективных факторов, у многих –тepяетcя историческая перспектива.
Спад производства продолжается, перспектив появления новых рабочих мест в промышленнoй сфере пока что очень мало. Например, хлопок, сoбираемый как при социализме - всенарoднo, коммерсанты распродают хищнически, в то вpeмя как без сырья стоят комбинаты, выбрасывая на улицы массы безработных. Указ Президента о миграции рабочей силы так и остался на бумаге. .Либерализaция цен и снятие ограничений на ввоз и вывоз товаров породили только "челночную реформу" и слой людей с "челночным" типом мышления. Инвестиционный процесс не активизирован, кредиты используются крайне неудовлетворительно.
Началась криминализация экономики, которая определяет мacштaбы и динамику организованнoй преступности. Банковские и финансовые нарушения, маклерские махинации, нецелевое использование кредитов, укрывательство прибыли, "перекачка" капиталов, ресурсов в теневые структуры и прочие "цветочки" собраны в большущий преступный букет, который пахнет весьма скверно. Уверенным маршем идет криминализации населения. Все больше людей втягивается в преступныи бизнес. Появились целые группы, в особенности сельской молодежи, брошенной на произвол судьбы и пpeвpaтившейся в наемных слуг -“мардикеров” и "базарных ребят". Этo целое социальное явление, и впереди нас ждет социальная месть детей – изгоев новой жизни. При случае, они встанут под самые paдикальные лозунги с хорошим запахом дeнег. Это не иx вина, а наша всеобщая беда.
Не утешайтесь иллюзиями: формируется не слой сoбственников, а некая социальная прocлойка с уголовной моралью. Преступность расползается просто катастрофически. Бывший начальник отдела yголовного розыска УВД Ошской области Н. Ботояров прямо заявляет: "...Ситуация вышла из-под контроля, paзгyл бандитизма уже ставит под yгpoзy само существование государства". Куда еще больше! Научно доказано, что если количество преступлений, приходящихся на тысячу человек населения начинает превышать 6-8 %, преступность выйдет из-под контроля.
По данным одного социологического опроса у нас верят в правительство только 4,4 %, в МВД, КНБ, прокуратуру – 4,2 % опрошенных респондентов. Падение авторитета невероятное.
Гocударству все труднее контролировать ситуацию, ибо кpyг носителей общенациональных, патриотических интересов все сужается, зато все больше сколь-нибудь значимых представителей гocyдapственной власти втягивается в криминальную среду. Пошел процесс формирования достаточно устойчивых вертикальных связей между отдельными политическими гpyппами и значимыми криминальными структурами. Причем инициатива налаживания таких связей вполне может принадлежать именно официальным политикам. Опасность полного поглощения ряда структур oфициальной власти преступным сообществом реальна.
Прискорбно, но пpoгpaмма борьбы с преступностью носит не столько nрофeccиoнальный, сколь популистский xapaктep, с креном в сторону политической борьбы.
Несмотря на большие усилия по реформированию местного самоуправления, все же до сих пор не удалось cоздать широкой социальной опоры реформам. Не то, что простые труженики, уверен, многие pyководители, лидеры политических партий и гpynn толком не пpeдставляют куда и как надо идти нашему обществу. Зато дeмaгии и бестолковщины хоть отбавляй. Люди пытаются выжить, надеясь только на себя и свою coбственность. Может-это гпавный позитив пройденного пути?
В стране царит политическая анархия, преобладает наплевательское отношение и наблюдается полный развал дисциплины и потеря доверия. В yсловиях размывания государственнои впасти и процесса "прихватизации" ключевым фактором стало отношение политических групп к власти и собственности. Переходный период страшен своей алчнoстью, ненасытностью тех, кто имел возможность грабить как можно больше.
Некогда средние слои бывшей партноменклатуры, хозяйственные боссы, директорский корпус и новые выдвиженцы -"подснежники" демократии -усиленно формируют корпоративный peжим: мафиозный и криминальный. Основная собственность государства поделена между ними. Все, что их интересует теперь, - это дивиденды с этой собственности и создание основ для легализации своего капитала. Чем больше власти, тем больше прибыли, тем больше возможностей влиять на распределение финансов. Бешеная борьба за депутатские мандаты - это стремление обезопасить криминальную собственность.
Простой человек стал абсолютно бecпpaвным, стал мелкой разменной монетой в политических боях криминально-политического синдиката.
Прошедшие выборы показали циничное и безответственное отношение политиков из "списка К. Исаева" к своему народу.
Масса обладателей и соискателей госудapcтвенных постов, которых не дождутся психиатрические лечебницы, арены цирков и другие серьезные yчpеждeния, paзыгpaли чудовищный спектакль.
Жаль, но мало кто осознает, что спекуляция на низменных чувствах и инстинктах людей - опасная политика, результат которой - нравственный распад общества.

« Если не удаётся организация власти, то всё распадается в беспорядке, всё разлагается в анархии, и государство исчезает в хаосе» И.Ильин (русский мыслитель и политолог начала ХХ века)

Этимология слова “руководитель” «башчы», «жетекчи» должна разумных людей заставить считаться с высокой ответственностью и вместе с тем необходимостью caмоограничения. Вести за собой людей - это значит уметь формулировать реальные и четкие цели, приводить в действие механизм их реализации, находиться в пocтоянном интеллектуапьном поиске и демонстрировать свои возможности. При этом быть готовым к тому, что твоя личная жизнь зачастую уже не принадлежит cобственно тебе. Успехи запоминаются (а память, как правило, коротка).. зато ошибки записываются, о них напоминают в самый неподходящий момент.
Власть, при всех перипетиях жизни, тогда сипьна, когда большинство граждан уверенно в том, что пoлитики, находящиеся на капитанском мостике государства, убеждены в успехе преобразований, четко ориентируются в историческом времени,чувствуют пульс повседневной жизни, уверены в сoбcтвенных силах и грамотными действиями выдерживают избранный курс, корректируя его, если возникает необходимость. Вот, в этом смысле формула “сильная рука” для нас и приемлема. Страшнее кризиса на практике - кризис в головах руководителей.
Установление подобия диктатуры в обозримом будущем у нас невозможно. Нет в республике необходимых ресурсов. Армия в «латиноамериканские» игры не играет, силовые структуры заняты своими проблемами, сколь-нибудь крепко сплоченных одной политической целью и имеющих достаточные финансовые и человеческие ресурсы политических групп не существует. Но угроза может возникнуть, если наберет опасные обороты криминальная экономика и усилится наркобизнес. Огромные преступные деньги имеют тяготение к захвату абсолютной власти.
Мы вовсе не обречены на слабую впасть. Мой тезис состоит в том, чтобы yкреплять исполнительную власть. Надо восстановить доверие к власти. Президент, открыто поддержав акимов, определился. Teпepь будем ждать не словесной, а практической peaкции с их стороны. Признаемся, на деле все пока обстоит из рук вон плохо.
Государственнo-административный аппарат становится все более деморализованным, беспомощным и раздробленным. Почему? Bo-первых; из- за постоянных политических импровизаций. Александр Гамильтон точно заметил: "Бесконечные перемены порядков должны вызывать негодoвание у всякого здравoмыслящего человека".
Кадры - становой хребет гocyдарствeнной власти, пребывают в неуверенности, и в какой лaгepь переметнутся они завтра, сказать трудно, скорей, пойдут за тем, кто даст хоть какие- то ясные гapaнтии.
Надо провести rocударственнo-политическую инвентаризацию. Бешеный раздор среди чиновников, их интригии и грызня предвещают только пaгyбный исход. Люди, которые не могyr навести элементарный политический пoрядок на одном этаже rлaвного здания республики, никогда успешно гocyдapcтвoм не смогyт управлять.
К сожалению, среди нынешних правителей нет единства в целях и компонентах политического курса.Странно, но факт: порой члены правительства являются оппонентами caмoгo правительства! И за хороший гoсударственный счет изнутри приводят в негодность правительственный механизм. Oдни сановники свою любовь к плюрализму мнений непременно выражают публично, через гaзеты, другие во время выборов, как могли проклинали то "политическое яйцо", из кoтopoгo только вчера вылупились. Такова политическая культура нашего истеблишмента. Tаких государственных мужей надо немедленно и цивилизованно отправлять в отставку.
Политическая воля некоторых руководителей довлеет над законами. Нарушение их теми, кто должен cледить за их соблюдением, вполне о6ычное явление. Безнаказанность проступка рождает большое преступление, это понимал еще Чингисхан. Когда это поймут многие рулевые? Таким образом, основной урок пpeдыдyщeгo этапа состоит в неотвратимой ответственности политиков.
Сейчас, как никогда, важно объединить усилия всех, кому дороги идеалы и цели обновления Kыprызcтана. Если мы этoгo не сделаем в гoд Манаса, то когда?
Неадекватность решений руководства в сложившейся ситуации свидетельствует о серьезных просчетах в информационно-аналитическом обеспечении. Бывает, что люди, принимающие важные политические решения, становятся заложниками узкой, выдающей свои корыстные интересы за интересы государства политической гpyппы, сортирующей информацию в нужном для себя аспекте. Люди, как правило, не прощают руководителю, если eгo решение не является окончательным решением.

«В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное» Б.Франклин

Надо наконец всерьез заняться подбором кадров, повысив уровень к ним доверия, к тому же действительно толковых специалистов не так уж много. По опыту знаю: легко давать советы, но очень трудно ответить на вопрос - кoгo?. Необходимо научиться ценить средства и время, зaтраченное на подготовку стоящего aдминистратора и pyководителя. Одна кадровая ошибка девальвирует авторитет власти больше, чем иной политический пpoцесс. По крайней мере важно добиться системности в подборе кадров.
За три года областные руководители поменялись два раза, а в Ошской области три. Ещё большая перестановка пpoизошла с их заместителями. Вынужденно подали в отставку руководители Фонда Госимущества. Сложили полномочия генералы МВД.
Были выдвинуты новые люди, на которых возлагались onределенные надежды. Уверяя в верности избранному курсу, на самом деле они пухли от амбиций, лживо преклонялись перед народом, примеряли и примеряют на себя самое высокое кресло. Опасное чecтолюбиe чаще прячется за бпаговидной маской.
Внимательно присмотревшись можно наблюдать у многих деятелей этoгo круга отсутствие развитой общей культуры. Примеряя на себя трон, они забыли и забывают о чокоях Шерали. И вполне закономерно, что именно из их среды формируется наиболее непримиримая оппозиция Президенту. Есть старая npитча: "Человек после долгого затворничества решил открыть двери и впустить в дом свежий ветер перемен. Зашли люди, но вместе с ними залетело много мух. И человек, движимый чувством новизны, принял мух за людей и пocтупал с ними, как с людьми.Но они, приняв человеческий облик, тем не менее остались мухами. Сладкое жужжание мух человек принимал за истину, в то время когда насекомые иcкали в нем и вокруг него то, к чему привыкли. И не прошло много времени, как копошащаяся в навозе стая мух погребла под ним и человека". Не правда ли, есть над чем подумать?

«Идём ли мы вперёд, зная, что это путь не назад?»

Как считают японские ученые, развитие общества проходит через последовательную смену укладов жизни, в каждом из которых цивилизация решает особый, наиболее актуальный и доступный на данном отрезке истории комплекс npoблeм. Поначалу это борьба за сoздание материальных основ благосостояния. Когда начинают удовлетворяться все основные материальные потребности, внимание общества переключается на сферу paзвития политических и информационных возможностей.
Думать, что наши люди сразу станут свободно участвовать в демократических выборах, проникаясь интересом и уважением к частной собственности и закону, - это по меньшей мере фантазёрство. Это долгий исторический процесс, в ходе которого создаются специфические социальные взаимоотношения, и одного прыжка, даже самого большого, недостаточно, чтобы политическая либерализация и экономический рост шли бы рука об руку.
Демократия для своего утверждения требует от общества очень высоких качеств. К примеру, две вещи: первое - чувство гражданской ответственности. В странах, где я был, меня поражало, как в свободное время молодые люди занимались общественными работами добpoвольно. Одной из сильных сторон aмериканцев является их желание объединить усилия для достижения общей цели. Второе - уважение закона и установленного порядка.
Еще Аристотель писал, что конституционная система возможна только в обществах со значительным средним классом, который не столь беден и тёмен, чтобы попадаться, нa удочку демагогам и быть легкоподкупным, но который не столь далеко отдалился от народа и общегосударственных интересов, чтобы превратиться в олигархию.
Следует обратить внимание на другое. Недавний опыт постсоциалистических стран и "третьего мира" подводит прямо противоположному выводу: демократия стоит на пути экономического развития, и в особенности на ранних фазах. С некоторыми исключениями (Чили, Аргентина) страны с однопартийными системами или aвторитарными режимами, например Тайвань, Индонезия, Таиланд, Cингапур, преуспели в большей степени, чем более демократические гocyдaрствa - Beнесуэла, Филиппины, Бразилия.
А вот еще исключение. Нынешний Китай ломает все сложившиеся стереотипы о западной демократии. Из всех бывших коммунистических государств, пытaющиxся приспособиться к рыночной экономике, Китай -единственная страна, которая добилась подлинного успеха. За прошедшие десятилетия средние темпы роста там составили 6 процентов в год, в 1992 году -9 %, а в 1993 году –13 %.
Нельзя не сказать о внешней финансовой помощи и инвестициях. На первых порах она играет чрезвычайно значительную роль.Здесь пора прислушаться к совету Збигнева Бжезинского о том, что "далее более важным для ycпeхa или поражения дела экономических преобразований становится coвокупность таких фактоpoв, как внутренняя политика, общественна дисциплина и мотивация общества».
Обратите внимание на наших coceдeй-пaртнepов, на взаимозависимость политических режимов и экономических продвижений. По сравнению с Кыргызстаном с его анархо-демократическим режимом больших ycпехов в экономическом росте, использовании инвестиций добивается Казахстан с мягким авторитаризмом и Уэбекистан с авторитарно-диктаторским порядком. Конечно, две эти страны неизмеримо богаче Кыргызстана в отношении природных ресурсов. Но многое из практики реформиpoвания этих стран, считаю, нужно перенять. И им есть чему поучиться у "острова демократии”.
Известный японский экономист покойный Сабуро Oкита в нескольких своих статьях убедительно доказал, что в странах, где механизмы свободного рынка не опираются на традицию, опыт и соответствующую социальную культуру, вмешательство правительства просто нeoбходимо. Есть общества, пoдчеркивал он, в которых некоторое сочетание pыночного механизма и гocyдaрственного планирования необходимо по историческим причинам особенно yчитывая, что рыночный механизм вовсе не всегда работает безупречно.
Таким образом мы можем утверждать, что нормально функционирующая рыночная экономика может быть создана лишь сильным правительством, дeйствующим в условиях устойчивой или по крайней мере, контролируемой политической структуры. Но бесхребетность нынешнего правительства заключaeтся именно в неуверенности, нерешительности. Поработав в политическом центре – Бишкеке, где формируется квинтэссенция политики, и кое-что узнав воочию во втором полюсе политики страны –Oше, я еще больше в этом убедился. Вместо простых, с точки зрения здравого смысла, логичных, а при необходимости и жестких решений - вязкое, ватоподобное, противоречивое манипулирование. Вместо принятия зачастую трудных и самостоятельных решений - постоянное аппелирование к общественному мнению. И, что самое печальное, перенос oтветственности на плечи вконец усталых и уже плохо понимающих, что происходи людей.
Суть моих предложений состоит в необходимости пересмотра и серьезной корректировки политического курса. Демократия - есть диктатура закона - это аксиома. Нам нужен элементарный порядок и дисциплина. А значит я за жесткую демократию.Такой режим у нас может и должен состояться.

Опубликована в газете
«Слово Кыргызстана» в августе 1995 года

Комментариев нет: