Прежде чем непосредственно переходить к ответам, хочу высказать ряд идей общего характера. Недавно подсчитали, что если Индия ежегодно будет давать 6% экономического роста, то ей понадобиться 104 года, чтобы достичь уровня США по доходу на душу населения, 73 года - уровня Южной Кореи, 50 лет - уровня Малайзии и т.д. А Индия одна из растущих экономик мира. Какой вывод для нас? Очевидно, что нам нужно десятилетия трудиться, чтобы достичь благосостояния. Но, учитывая имеющийся потенциал, силу современных технологий можно сократить сроки, если эффективно распорядиться всеми ресурсами, прежде всего человеческими. Географическое расположение, геополитическую значимость, соседство с крупными растущими рынками, образованность населения необходимо обратить в ощутимые выгоды для страны.
Вопрос года в экономической сфере:
I.Сотрудничество с Бреттонвудскими международными финансовыми институтами было успешным для тех стран, где рекомендации зарубежных специалистов сочетались с последовательными и эффективными реформами. Успех реформ зависит во многом от согласия и стабильности в обществе. Кроме того, надо иметь в виду, что международные чиновники могут недооценить или переоценить внутренние факторы страны-рецепиента. Например, МБ, МВФ, поддержав в прошлом году инициативу СНГ-7, подчеркнули, что они недооценили всю сложность транзитного периода и трудности, которые выпали на долю народов стран СНГ. Международные институты могут выбрать неправильный подход к реформам и навязать их неопытным партнёрам, что в итоге приведет к страданиям. Поэтому надо крепко подумать нам самим. Только собственный интеллект и труд смогут быть источником благосостояния, а гранты и мягкие кредиты - это только важный ресурс. Предложения мои следующие. Сразу оговорюсь: подготовка предложений такого рода требует системного анализа. Поэтому приношу извинения за мои весьма скромные рассуждения. Особое внимание необходимо уделить диверсификации экономики и принять программу развития экспорта. Почему? Наша малая по обьёму экономика очень и очень уязвима. Состояние сельского хозяйства, гидроэнергетики и горнодобывающей промышленности Кыргызстана, имеющих решающее значение для страны, сильно зависит от природных условий, внешних шоков и экономической политики соседей. Более 67% общего экспорта товаров Кыргызстана ныне представлено семью(!) видами. Значит, надо усиленно развивать, к примеру, перерабатывающую промышленность, туризм, информационные технологии и т.д. В прошлогоднем интервью вашей газете, я говорил о важности создания Ассоциации экспортёров Кыргызстана. Она создана, и теперь необходимо продумать комплекс мер государственной поддержки экспортёров. Ввели НДС на сельхозпродукцию, теперь надо помочь фермерам выйти на мировые рынки со своей продукцией и предусмотреть страхование экспортной продукции от возможных рисков. Мы должны институционализировать информационно- техническую помощь сельхозпроизводителям. Думаю, доноры поддержат наши усилия сделать экономику гибкой и мобильной. Важно также, на мой взгляд, поставить вопрос о реформирвании банковского сектора, где создание условий для увеличения совокупного собственного капитала банков должно быть главным. А иначе как мы увеличим обьём внутренних инвестиций и достигнем 5% и выше экономического роста? Особо следует обозначить действия по боьбе с коррупцией и совершенствованию госуправления. Президент Аскар Акаев
призвал к разработке развёрнутой стратегии борьбы с коррупцией на последнем заседании Совбеза. Кризис 1997-1998 годов был точным напоминанием, что высокий уровень коррупции и слабое корпоративное управление могут образовать сочетание, смертельное для бедных стран. Сейчас МБ и другие международные финансовые организации, а также страны-доноры под давлением общественного мнения вопрос о помощи уже увязывают с борьбой против коррупции.
Президент МБ Джеймс Вульфенсон, выступая перед китайскими студентами, особо подчеркнул: "Мы поняли, что коррупция, плохая политика и слабое управление делают помощь неэффективной". Пора осознать, что имитация борьбы с коррупцией только подорвёт доверие к стране и задержит её развитие. Почему бы своё законодательство не привестии в соответствие с принятой в 1997 году европейской Конвенцией по борьбе со взятками в международных деловых операциях. Полезно также будет применить европейские уголовную и гражданскую конвенции по коррупции от 1999 года. Можно, к примеру, создать Бюро расследований по предупреждению коррупции, как это сделал Сингапур, и производить набор в госслужбу после проверки этим Бюро с публичным оповещением, а также периодически проверять госслужащих на предмет лояльности в отношении национальных интересов. Кстати, приобретение недвижимости, акций, открытие счетов в банках госслужащим или участие его в работе частного сектора тщательно расследуются этим Бюро. Считаю, что поскольку Сингапур - одна из самых некоррумпированных стран мира, надо внимательно изучить её опыт.
Необходимо продолжить начатую работу по разумному администрованию налогов. Мне кажется, можно увеличить акциз на винно-водочную продукцию, предложить налоговые каникулы для ввозимых в страну высоких технологий целевого назначения. Нужно пересмотреть эффективность использования госсредств по некоторым позициям. К примеру, прекрасно, что начали проводить набор студентов в вузы на современных и, надеюсь, объективных принципах. Но, нас должно волновать качество конечного продукта. Я бы предложил ежегодно выборочно проверять качество подготовки выпускников, специально созданными независимыми национальными комиссиями и в случае отрицательного результата начислять штрафы на вузы в порядке компенсации ущерба, а также ежегодно публиковать рейтинг вузов по специальностям. Если государство выделяет средства на обучение, оно вправе рассчитывать на его высокое качество.
Не будем забывать, что наша главная надежда- это качество человеческих ресурсов. У нас доля расходов по отношению к ВВП все эти годы превышала доходы в основном из-за необходимости смягчять социальную напряженность в обществе. Поэтому важно не допустить опасного дисбаланса ввиду грядущих политических событий 2004-2005 годов и избавляться от ненужных расходов. Мы не можем упустить полностью управление внешним долгом. Необходимо отдельно зафиксировать задачу перестройки работы таможенной и налоговой служб. Надо добиться введения современной системы статотчётности и аудита.
II. Мне кажется, что не следует допускать дефицита госбюджета более 5% к ВВП. Но, к сожалению, я не располагаю всеми цифрами для компетентного размышления по этому вопросу, тем более, что цифры надо многократно проверять. Будучи депутатом, я "плотно" занимался бюджетами 1998, 1999, 2000 годов и знаю, что любительские рассуждения здесь недопустимы. Главное пожелание всем участникам бюджетного процесса: вопрос о бюджете надо решать аккурат к началу финансового года.
III. НБ проводит похвальную работу по сдерживанию инфляции и в целом сохранению макроэкономической стабильности в стране. Главное теперь - добиться доверия населения к банкам и аккумулировать средства для внутренних инвестиций. Банковский бизнес должен быть самостоятельным и способным приносить прибыль, помогая деньгам вкладчиков встречаться с инвестициями заемщиков. Хотелось бы узнать, извлечены ли надлежащие уроки из банкротства ряда банков? Зачем нам банки, которые не приносят прибыли, не создают стоимости сами по себе, а лишь прикрывают финансовые операции своих учредителей? Нам нужны банки, способствующие эффективному размещению финансовых ресурсов в экономике и оптимизирующие платёжный оборот. Доведение общего обьёма активов банковской системы до, скажем, 15 миллиардов сомов (чуть больше 10 миллиардов сомов, по мнению специалистов, спрятано населением в"чулках"), т.е. более 20% от ВВП, несомненно, позволило бы повысить уровень кредитования частного сектора. Значит, мы нуждаемся в надёжной системе страхования депозитов, которой, к сожалению, нет. Надо скорей вводить систему платежей международного стандарта. Для меня до сих пор неясна политика НБ в отношении определения роли государственных банков. Полагаю здесь есть серьёзные проблемы. Например, я бы предложил кардинально реформировать РСК, может быть, продать ее солидным компаниям. Чтобы ограничить вред от некоторых не очень хороших национальных привычек в банковском бизнесе, надо бы реально перейти к корпоративному управлению. Мы пока не уважаем закон, а полагаемся прежде всего на личные отношения. Мне кажется, Эрнандо де Сото прав
разумнее вытащить на свет наши привычки и легализовать их во благо общества.
О правительстве. Часть ответов я уже изложил в ответе на первый вопрос. Предстоящий период по вполне понятным внутренним причинам будет напряженным. Ни одно из прежних правительств Кыргызстана не сталкивалось с таким сочетанием политических и экономических рисков. Полагаю, что как бы не складывалась политическая борьба, развитие экономики должно иметь бесспорно приоритетное значение. Что можно изменить? Мои предложения следующие:
Добиться того, чтобы правительство выступало не командующим субьектом, а добросовестным партнёром в хозяйственно-экономических отношениях. Это повысит доверие граждан к государству, уменьшит бюджетные потери, в частности, по коммунальным услугам.
Проводить гибкую политику по поддержке местного производителя товара и услуг. Это прямой путь к сокращению бедности.Посредством приватизации "Кыргызтелекома" в ближайшие два года сделать Кыргызстан ИНТЕРНЕТ-страной и предложить услуги, доступные для большинства населения. Тогда, люди станут больше узнавать и зарабатывать. Увеличится скорость и повыситься качество выполняемых операций, в том числе в самом правительстве.
Добиться того, чтобы все платили налоги. Таким образом мы увеличим доходную часть бюджета. Люди начнут уважать закон, крепко запомнят свои обязанности, и в итоге - повысится доверие к правительству. Усилить работу по превращению Кыргызстана в международный товарно-грузовой терминал и центр услуг. В итоге работа по модернизации инфраструктуры страны получит новый мощный импульс.
Реализовать информационную стратегию по пропаганде новых знаний и опыта. Население будет функционально лучше подготовлено к рынку. Начнём избавляться от провинциальных пут. Если мы хотим в период 2003-2005 годов достичь в среднем 5% экономического роста и не выпустить инфляцию за пределы 4%, то необходимо действовать энергично и вдумчиво. Но надо, по моему мнению, обратить пристальное внимание на две важные дилеммы. Определение позиций имеет прямое отношение к экономической политике. Первое: чему отдать предпочтение - демократии или либерализму? В США, например, обсуждают, чему помогать - развитию демократии в странах СНГ или закреплению там либеральных ценностей. Более важно, мне кажется сфокусировать своё внимание на индивидуальных правах, праве собственности, либерализации экономики, либерализации общественных отношений и становлении ответственного гражданского общества, уважении к закону, формировании среднего класса. Бизнес, привлекательный инвестиционный климат могут давать плоды, когда обеспечены порядок и безопасность на всех уровнях. В Японии и других экономически динамично развивающихся азиатских странах, которых называют "тиграми", становлению демократии предшествовала либерализация.
Демократия есть продукт в основном внутренней эволюции общества, и поэтому свободные, честные выборы могут состояться и служить интересам развития общества, если этому предшествует последовательная либерализация. Концепция Президента Аскара Акаева: "Кыргызстан страна прав человека", мне думается, и есть выбор этого направления развития. Вторая дилемма: чему отдать большее предпочтение - экономике или политике? Главным национальным интересам отвечает создание консенсуса между всеми политическими силами.
IV. Можно предположить два сценария развития экономики - желаемый и плохой. Первый предполагает при благоприятной внешней обстановке достижения ежегодного экономического роста и модернизации инфраструктуры. Тогда развитие приобретёт более устойчивый характер. Это в интересах народа Кыргызстана. Второй вариант: принести развитие экономики в жертву политике и поставить себя по существу в безнадёжное положение. К тому же в мировой экономике происходят тревожные события - такие как рецессия, сокращение инвестиций, изменение ценовой политики. Возможно, война в Ираке больно отразится на экономике некоторых наших партнёров, изменит направленность и обьёмы мировых финансовых потоков. Это может негативно повлиять на состояние нашей экономики.
Вопрос года в политической сфере:
I. Качества кандидата в Президента должны всё-таки соответствовать нашим национальным интересам и целям развития Кыргызстана. Два фактора в период 2005-2010 годов, несомненно, будут иметь чрезвычайно важное значение для республики: качество лидерства и умение главы государства строить полезные эффективные отношения с внешним миром. Поясню. До становления устойчивой политической системы и повышения уровня политической культуры влияние субьективного фактора на дела в государстве будет иметь решающее и, порой, неограниченное значение. Поэтому кандидат должен быть все-таки гуманистом и зрелым человеком, высоких моральными ценностей. Человеком, который понимает свободу и плюралистическую природу общества, как источник силы и благополучия. Второе: кандидат должен быть очень современным человеком, с широким видением, гибким мышлением и чувством нового.
Мир в ближайшем десятилетии будет продолжать жить в условиях геополитического беспорядка. Мы ещё не знаем даже контуры нового мирового порядка. Но вся архитектура международных отношений будет меняться с труднопредсказуемыми для нас последствиями. Глобализация будет всё более усиливаться, и дистанция между развитыми и отсталыми обществами будет расти. Технологии обязательно принесут благосостояние только тем, кто сможет ими воспользоваться. Возьмите ещё другие сложнейшие проблемы начала ХХ1 века. Вот с какими вызовами столкнётся будущий лидер! Поэтому все суждения о том, что это должен быть хозяйственник, правозащитник или по региональному принципу, считаю узкими и наивными. "Свой парень из глубинки" - тоже не подойдёт, потому что он туда, в глубинку и может всю страну завести. На Западе есть поучительная практика: при найме на работу, обращать внимание, главным образом, на конкретные достижения, навыки и умение человека, а не на занимание им разных должностей.Но, в реальности, конечно, может всё произойти. Власть, она кого только не притягивает.
II. С перечнем, согласен, но главное, чтобы Бог обратил на него своё внимание - тогда и народу повезёт. А достойного кандидата мы узнаем по трудам его праведным. Надо иметь в виду, что есть всегда предел вмешательства даже мощных стран, который устанавливается и зависит от качественного состояния народа и мудрости его правительства. Это заблуждение, что мы не можем решить свои вопросы сами и нам надо обязательно за чей-то подол держаться. Но этот особый разговор оставим на потом.
III. Оппозиция заметно влияет на политику страны, расширяет возможности для развития свободы в стране и учит тому, как не надо иногда поступать. Проходит этап младенчества, происходит закономерное размежевание в оппозиции, и неизбежно её значительное усиление за счёт новых сил. Это обусловлено объективным ходом развития страны и неуклонным расширением пространства свободы в мире. Надо учиться с уважением и разумно строить отношения с позитивным инакомыслием. Иной путь экономически несостоятелен и идеологически ущербен.
IV. По-моему, З. Курманов хорошо изложил эту проблему. Мне пока нечего добавить.
V. На долговременные политические перспективы могут надеяться партии национально-патриотического и либерально-демократического толка. Я говорю об идеологической направленности и доминантах массового сознания. А почему - это отдельная тема.
VI. Несомненно ситуация будет напряженной. Но выделить даже главные черты невозможно, ибо многие политические явления раскручиваются неожиданно, и часто их причину следует искать в особенностях психологии масс на данный момент.
VII. Кыргызстан в своей политике прежде всего должен руководствоваться только своими коренными интересами, как это делают США и Россия.
Бакыт БЕШИМОВ, Чрезвычайный
и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Индии
суббота, 27 октября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий