Зачем?
Мы начинаем жить в мире, где всё больше тревог, вызовов и неопределённости. К началу ХХ1 столетия человечество создало себе такие технологические возможности, что уже говорят о всемогуществе и способности решить большинство проблем ранее недоступных. Машины и технологии нашего времени создали качественно иной мир и он продолжает модернизироваться. Да, это так. Но, что произошло с тем, кто создал и продолжает создавать всё это?
Человек, его инстикты, глубинные интересы и аппетит остались прежними. Мы преображаем мир, но с большим трудом меняемся сами. И один из самых печальных выводов состоит в этом. Или это так задумано изначально? Может быть в стабильной жадности человека к инновациям ради большего удовольствия и удовлетворения своих интересов и заложена основа развития? Войны, конфликты, разрушение среды обитания, моральная деградация если есть следствие деяний человека, то тогда зачем и в чём смысл такого прогресса? Или это неизбежная плата за стремление к прогрессу? Пока человечество не решит для себя этот вопрос нет надежд. Есть только бег времени. Глобализация несёт с собой вызов невиданной силы. Или прикрытый интересами эгоизм будет окончательно закреплён в планетарном масштабе и утвердится СВЕРХГОСПОДСТВО или человечество на волне глобализации перейдёт к многообещающей эпохе СОТРУДНИЧЕСТВА. Сотрудничество в основе которого будет глобальный и местный социальный консенсус или новый империализм, который усилит старые и породит новые конфликты. Какой путь мы выберем?
Изгои истории мира.
Народы Персидского Залива, индийского субконтинента, Центральной Азии, Северной и Восточной Африки и Леванта обьединяет как ни странно две взаимоисключающие черты: надежды на лучшее и отсутствие всяких надежд. Как только, опираясь на неистребимую человеческую мысль и энергию об изменении человеческой жизни к лучшему, народы начинают ожидать плоды своих трудов, как они исчезают, гонимые ветрами злых перемен, раздавленные новыми вызовами и погубленные конфликтами интересов. Так было в прошлом, так и происходит по сию пору. Обладая огромными природными богатствами, богатейшей культурой, пронесённой через века и неограниченным человеческим потенциалом, народы региона не могут выйти из ужасающей бедности, безысходности, болезней, деградации по сию пору. Почему они стали пасынками истории? А ведь это родина древнейших цивилизаций мира, отсюда по миру разошлись идеи о человеке как центре всего сущего, божественные мысли о духовном примате всей жизни. Народы региона подарили человечеству мысли о стремлении к совершенству через любовь к ближнему. Умение понять и принять страдание себе подобных издревле было возведено народами региона в принцип и смысл человеческого бытия и оформлено в виде великих религий.
В основе большинства видов человеческой деятельности лежат блестящие находки творцов – выходцев с народов этого региона. Но, настоящее и будущее этого региона вызывает законную тревогу. Голод, бедность, болезни, вооруженные конфликты, политический и религиозный экстремизм, разрушение природы отнимают надежды у сотен миллионов людей. Получается, что так много сделав во имя всемогущества человека, народы региона все же ещё не решили проблему создания основ своего благополучия. Почему же они продолжают оставаться пасынками истории человечества?
Чем отличается человек Третьего мира от человека Первого мира?
Состояние общества главным образом определяется качеством человеческих ресурсов. В основе и целях прогресса лежит стремление человека и его способность изменять мир в угоду себе. Разное понимание своей силы и возможностей и привело мир к нынешнему тревожному состоянию.
Типичный человек развитого мира живёт, даже если и не желает глобальными категориями и получает все большую прибыль от глобализации экономики. В то время как бывшие жители колоний продолжают жить узкими местными интересами и не получают даже выгоду от использования богатств своей страны. Существенное изменение такого положения может быть только достигнуто путём открытия доступа народов региона к новым технологиям.
Главная диспропорция возникла и усиливается между увеличением потребления в развитых странах и нехваткой самого элементарного в Третьем мире. К этому неравенству привело доминирование в течение всей предыдущей истории ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. Грубые и жестокие виды эксплуатации человека человеком сменились мягкими и прикрытыми видами эксплуатации неразвитости и недооценки собственных возможностей.
Колониализм подавил волю и задержал развитие, современные международные отношения это грубое мессианство сильных и отчаяние слабых. Более сильные общества навязывают слабым свои модели развития, образа жизни, зачастую ставя многие традиционные общества на грань катастрофы. Для обществ региона присуща внутренняя слабость и воздействие на остальной мир в силу этого в основном путём создания тревог и проблем.
Проблемы стран региона не только и не главным образом проистекают от нашествия развитого мира и его стремления доминировать во всем. Прежде всего это атрофирование способности человека Третьего мира изменять мир в пользу своего благополучия. Бедные народы региона, как это ни прискорбно говорить пленники своей слабости и заложники своих отсталых представлений. Повседневная жизнь в этих странах подчинена не интересам развития всех и достижения всеобщего благополучия, а неиссякаемым корыстным интересам отдельных групп, которые сменяя друг друга у власти, высасывают животворные соки общества. Общества в этих странах разделены и страдают от недостатка сотрудничества. История этого региона, это драма богатейшего человеческого потенциала, остающегося неиспользованным. Поэтому их настоящее и в особенности будущее нестабильно, и ненадёжно. Введение системы и культуры собственничества и развитие корпоративного управления позволят постепенно преодолеть внутреннюю разделенность в этих обществах..
Человек Первого мира хотя иногда по праву гордится тем, что оказывает помощь своим собратьям в бедных странах, но истинное сострадание не является главной причиной его поступков в Третьем мире. Существенную часть своей помощи он политизировал. Поэтому, его политика в Третьем мире продолжает оставаться бедной и сомнительной. А его гуманитарную и благотворительную помощь больше воспринимают как откуп за прошлое и залог за будущую прибыль.
Растущее неравенство между мирами, разделенность внутри бедных стран требуют от нас изменения отношения к себе подобным и к миру в целом. Человек уже не может идти дальше опираясь прежде всего на свои интересы. Нам нужна иная модель и философия поведения и жизни. Только в последнее десятилетие ООН как коллективный выразитель воли человечества стал говорить, что цель развития эта сам человек. Человек не может быть средством, он есть цель и смысл развития. Само развитие человека есть содержание нашей жизни.
Что мы можем сделать вместе?
В ответе на этот вопрос может заключается наш ответ на главный вызов. Как ни странно нас крепче обьединяет страх, чем любовь. Пора перейти к жизнедеятельности, основанном на реальном и плодотворном сотрудничестве. Мы не можем уже практиковать отношения, когда одни приобретают, а другие лишаются. Все последние события свидетельствуют – появились новые опасные вызовы, которые угрожают всем. Что означают выигрыш-выигрыш стратегии сейчас? Богатые должны умерить свои потребности и обуздать гонку потребления, бедные должны больше полагаться на самих себя и научиться планировать свою жизнь. Доминирование сильных приводит только к отчаянному насильственному всплеску слабых.
Новые высокие технологии и расширение распространения информационных технологий дают нам шанс стать ближе, узнать лучше и осознать, что мы связаны одной судьбой. Возникла острая проблема с долгом бедных стран. Долг в немалой степени порождён коррумпированностью отсталых народов. Другая причина заключается в неправильной стратегии развития и изначальном неравенстве сторон на мировом рынке и в особенности в период кризисов. Как мы можем разрешить эту диллему?
Важно подумать о моделях развития. Сегодня так сложилось, что превалирует урбанистская концепция развития обществ. Вокруг и внутри городов концентрируется вся активная и доходная жизнь, а сельская местность разрушается, превращаясь в жалкий и бесперспективный придаток города. Означает ли это, что страны региона, в основном сельскохозяйственные обречены? Почему бы не подумать о возможности развития и деревнецентристской модели развития не столь как альтернативной, а как взаимодополняющей. Разработка таких глобальных моделей возможно только путём привлечения богатых финансовых, интеллектуальных ресурсов богатых стран в сотрудничестве с прогрессивными правительствами стран региона. Народы региона отличаются крепкими семейными и групповыми связями. Поэтому экономическая политика долна строиться с необходимостью использования традиционных ценностей. Развитие бизнеса на основе семьи, сельской общины, внедрение корпоративного управления в компаниях и фирмах.
Внутри региона возможно создание выгодных зон свободной торговли, а в международном плане шире поддержать инициативу США и Иордании по развитию свободной торговли между странами.
Сила в человеке.
Прежде всего и главным образом мы должны подумать о нашей стратегии образования народов региона. Инвестиции в людей должны быть приоритетными. Большую часть долга бедных стран региона можно простить при условии, что правительства стран будут ответственно использовать эти финансы на образование и здравоохранение по графику, как если бы они возвращали долги. Полагаю, что кредиторы могут согласиться с этой схемой. Простое прощение долгов выгодно только коррумпированным слоям, а эффективное использование в интересах народов. Проблема не в размере помощи, как утверждают некоторые президенты и премьер-министры бедных стран, а в том как используется эта помощь.
Другая и пожалуй самая важная часть проблемы образования состоит в организации системы образования в бедных странах региона. Дать бесплатное среднее образование беднейшим слоям должно стать лозунгом всех правительств стран региона, а также стран и организаций – доноров. Результатом тщательного мониторинга качества образования должна стать политика предоставления более льготных кредитов правительствам добившимся успехов. Во многих странах региона учитель средней школы унижен своим положением и невниманием правительств. В Центральной Азии учителя не могут выжить на свою зарплату, а правительства не в состоянии поддержать их. В Индии ученики выучившись на программистов получают значительно больше, чем их учителя, которые дали им возможность так зарабатывать. Такое не может продолжаться долго без негативных последствий. Поэтому необходимо финансовую поддержку и социальную мотивицию учителей поставить вровень с проблемой, которую мы намереваемся решить. Сфера, где решается вопрос о богатстве человеческого ума и силе его характера должна во всех отношениях быть приоритетной. Внедрение информационных технологий, свободный доступ к Интернету позволят добиться больших успехов с меньшими затратами. Важно в кратчайшие сроки создать на основе имеющихся в разных странах региона систему регионального дистантного обучения. Развитые страны окажут неоценимую услугу миру, если откроют во всех странах региона филиалы своих лучших университетов с сопоставимым качеством образования. Вокруг них обязательно будет формироваться новая среда и появляться новые возможности. Строящийся международный университет Ага Хана в Центральной Азии, который будет специализироваться на решении проблемы успешного развития жителей горных территорий блестящее начало этого многообещающего процесса.
В обучении с разным результатом практикуются в целом две концепции - одна ориентированная больше на индивидуальные качества человека, другая на связь его с обществом. Если мы хотим вызволить человека из его безнадёжно узкого мира, мы должны больше думать о сотрудничестве внутри обществ и между человеческими сообществами. Иначе мы будем продолжать жить в парралельных взаимоотвергающих мирах, которые неустанно будут враждовать друг с другом. Многие наши проблемы имеют своё происхождение из этого положения. Обсуждение содержания образования в бедных странах не может быть отдано только их правительствам, но стать предметом заботы ООН и других международных организаций. К сожалению, как правило, страны после колониального периода начинают практиковать национализм как почву для самоидентификации и роста нации. Образование в руках националистических элит превращается в инструмент манипулирования и средство достижения сомнительных целей. На фундаменте националистических идей строятся пограничные заслоны, таможенные барьеры, и территориальные и торговые конфликты тоже сомнительного свойства. Бедные страны усугубляют своё положение и взаимно истощаются, расстрачивая ресурсы понапрасну. Простые идеи о выгоде интеграции отодвигаются, а потом и забываются. Но, если идти вглубь то такие сложности создаются не только эгоизмом элит, но и разообщенностью народов в интерпретации истории или незнанием истинной сути вопросов. Поразительно, но если вчитаться в учебники истории некоторых стран региона, то они утверждают верховенство только одной нации. Многие иммигранты из Третьего мира страдают из-за неумения понимать и уважать местные порядки и принять ценности культуры других народов. Поэтому на место обветшалого дома национального эгоизма, мы можем воздвигнуть прочное здание регионального и международного сотрудничества, если будем больше думать о том, что нас может обьединить. Концепции образования, которая культивирует в детях идеи общности и гуманизма имеет перспективы. Нет чужих народов, стран, и культур есть другие народы, страны и культуры. Мы есть единое сообщество землян с фантастическим многообразием культур.
Где врата небесные?
Исламский фундаментализм. Религиозный экстремизм. Нападение на христианские храмы. Кровавые столкновения между мусульманами и индусами. Уничтожение буддистских святынь. Вот какими аннонсами пестрят масс-медиа мира, когда речь идёт об этом регионе. Мы должны признать, что столкновение религиозных общин угрожает нашему существованию. Они не остановятся до тех пор пока мы не перестанем заниматься апологетикой только своих религиозных ценностей. Все религии учат терпимости. Почему мы не следуем этому, а представляем только себя истинно правоверными? У нас нет иного пути к миру как диалог религий и стремление к истинной толерантности и веротерпимость. Правительства, использующие религиозные различия в политических целях должны немедленно подвергаться санкциям со стороны мирового сообщества. Мы уже добились успехов в ограничении расизма, значит имеем возможность обуздать и религиозную ограниченность.
К сожалению мусульманский мир сегодня предстаёт в отсталом виде. Подавляющее большинство мусульманских стран, несмотря на огромные богатства своих недр и человеческий потенциал находятся в тисках нищеты и технологически очень слабые. Чем много говорить о несправедливости лучше глубоко подумать о корнях своей слабости. Почему многие мусульмане не могут добиться в своих странах того, чего добиваются в странах Запада? Поддержка чисто религиозных знаний в ущерб светским в ряде мусульманских стран региона привело к отсталости, фанатизму и экстремизму. В ряде стран Центральной Азии за короткий промежуток был сделан опасный скачок от коммунистического безбожья к политическому экстремизму с религиозными лозунгами. Следует быть осторожным в поддержке идей радикальной секуляризации в странах Персидского залива и Южной Азии, а также в поддержке идеи скорейшего возрождения религиозных ценностей в странах Центральной Азии. Мы можем интенсифицировать эти процессы только будучи уверенными, что они не противоречат фундаментальным правам человека и не ограничивают стремление народов к благополучию. Ситуация сложилась так, что огромные потоки современных знаний проходят мимо миллионов мусульман. С большим трудом можно назвать десяток современных мусульманских университетов, мусульмане едут за знаниями на Запад. Мы нуждаемся в том, чтобы мир ислама стал миром современных и передовых знаний. В средние века медресе были центрами изучения и развития математики, философии, медицины и многих других наук. Зание этого даёт нам надежду, что это может наступить вновь. Истинную глубокую веру мы можем совместить с современными знаниями и высокими технологиями.
Выход из ада на земле
Слабость обществ региона является причиной существования неэффективных политических режимов и в свою очередь недемократические режимы консервируют перманентную отсталость. Как выйти из этого порочного круга?
В регион должно прийти понимание, что только стремление народов к демократии, отстаивание прав человека даст шанс на развитие. Реформы в образовании как раз и должны иметь одним из главных целей распространение в обществе демократических целей. Но надо настроиться на долгую и кропотливую работу. Прежде начать с развития местного самоуправления, с переходом к организации честных и открытых выборов, децентрализации власти и перходом к е-управлению. Очень важно продумать вопрос об использовании традиционных институтов в пользу демократии. Нельзя ставить вопрос таким образом, что демократия нуждается в разрушении в еще не исчерпавших свой потенциал институтов управления и политической жизни. Необходимо добиваться понимания большинством людей того, что и от них многое зависит в развитии страны. Отстаивание « особых путей развития» зачастую есть попытка сохранить авторитарные и диктаторские формы правления. Без свободы нет развития. Без демократии трудно иметь ответственные и эффективные правительства. Принятие национальных антикоррупционных программ и их эффективное исполнение должно быть важным условием оказания помощи и сотрудничества с международными финансовыми институтами. Государственное управление должно быть транспарентным и ответственным. В этом смысле ситуация может позитивно измениться, если будут реализованы эффективные программы по подготовке новой генерации государственных служащих.
Опубликована в журнале «АКИпресс»
в декабре 2002 года
суббота, 27 октября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий