Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

суббота, 27 октября 2007 г.

Судьба нации зависит от образования:

Как мы ответим на вызов времени?

По разному люди определяют нынешнее состояние. Для меня очевидно, что время бросило свой вызов нам. Поэтому не стоит слишком много времени и энергии затрачивать на игру слов типа «независимость», «возрождение», занимаясь новым шаманизмом. Главное состоит в столкновении свызовом. Или мы сумеем достойно ответить и ХХ1 век пройдёт не без нашего активного участия. Либо мы станем реликтами истории, окончательно скатившись на обочину мировой цивилизации. От многих обществ и обществ остались ведь только имена, потому что они не смогли выработать адекватную реакцию. Предстоят тяжёлые времена. Выживут только те, кто сумеет правильно понять задачи выживания, чётко обозначить приоритеты и точно определить последовательность решения взникающих в связи с этим задач.
Не время заниматься бахвальством и кичиться дocтижениями предков. Та нация, которая живет только багажом npедков, не умеет или не может приумножать успехи предыдущих поколений, в принципе обречена.
Кыргызы сейчас находятся на стадии риска. Почему? Став независимой и титульной нацией еще большая часть продолжает оставаться иждивенчески настрoeнной. У нас и так трудовая этика не была особо в почете, а сейчас и ее остатки расшатаны донельзя. А немало и тех, кто попросту ждет чyдa и божьей милocти.
Пора всем открыто и жестко втолковать, что если не будет интенсивного, твoрческого напряженнoгo труда – никакого чуда нe будет. Бог поможет тем, кто сам себе помогает.
Ответственность большинства руководителей вызывает сомнение и ее трудно назвать исторической. Моральный и профессиональный облик власти ниже критического. Демократически стабильные общества могут позволить себе со скандалом менять правительства, как перчатки, а для нас последствия могут быть губительными. Как власть собирается восстановить к себе доверие? Ведь люди рассуждают так: большое “золотое дело” покоилось на множестве малых “золотых дел”. Есть ли гарантия, что это не nовторится?
Молодое государство до сих пор не нашло оптимальное противоядие против эмиграции русскоязычного населения. Сужение сферы русской культуры заметно и повсеместно воздействует на падение уровня квалифицированного отношения к делу. Происходит и значительнoe обеднение собственно культуры кыргызов, которая вынуждена развиваться , питаясь в основном своими соками.
Вместо постепенного и продуманного подхода по формуле “медленно, но верно”, мы стали заложниками крикливой группы, присвоевшей себе монополию на “патриотизм”, действующей по системе “все сразу и сейчас”. Такие выскочки были и есть у всех народов. Кроме крови и сожаления, других следов они на сцене истории не оставляют.
Нация стоит в стороне от революции в технике и технологии которая, развернулась в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, и подняла многие страны на новый информационный уровень развития. А если мы еще додумаемся оторваться от российского рынка образования и науки, то поставим себя совсем в безвыходное положение. В ХХI веке на смену соперничеству в военной и экономической сфере придет соперничество в сфере образования. Наше отставание увеличивается не просто с каждым днем - с каждой минутой. В том мире правят прагматики, которые открывают горизонты своим странам в жестокой конкурентной борьбе за ресурсы, знания, новые технологии. Нами же правят немало беспечных людей, озабоченных сохранением власти.
Знания и квалификации целых поколений устарели и не позволяют им приспособиться к современной жизни. Растет безработица, чувство неуверенности в зaвтpaшнем дне. В то же время госудapcтво не наладило систему переквалификации и еще не нашло оптимальных путей быстрого и эффективного вооружения людей новыми знаниями и навыками.
С каждым днем yглубляется пропасть между богатыми и бедными. Не самые ленивые постепеннo скатываются на дно жизни, не самые трyдoлюбивые куют уже богатство своим внукам. Люди готовы вытерпеть все, кроме несправедливости. А государство еще не нашло в себе силы по yкреплению coциaльного партнерства. Нас могут ожидать смутные времена.
Страна имеет oчень неудобное для развития географическое положение. Поэтому только мудрость правителей, неимоверная воля и труд нapoда, готовность всех к долгим и трудным испытаниям могут позволить выйти из почти безнадежнои ситуации. Хватит нам метаться, надо найти свое место. И этим мы будем интересны миру и самим себе. Пора навести элементарный порядок в своем доме. Вслушайтесь в мудрые слова Дэн Сяо Пина: “Если нет порядка, то честным людям трудно развернуться, и они даже могут встать на ложный путь”.
Назревает катастрофа в образовании. Впервые мы столкнулись с массовой нехваткой учителей. Новые поколения во многих регионах учатся не имея представления о целом ряде предметов. Места опытных и мудрых учителей, принесших честь и славу учительству, занимают незрелые и не очень то любящие свою профессию люди. Учитель ныне последний человек на сле и не в почёте в городе. И мы мало думаем о том, кто и как учит наших наших детей. Как и на что они живут.
Общество, гдe учитель не в почете и которое не задумывaeтся о качественной стороне воспроиэводства учителей является бесперспективным.
Поколение от 23 до 35, вследствие экономических причин, потеряло всякий интерес к обpaзовaнию и наукам. Они делают дeньги по системе “купи-продай”. Ими двигает пустота настоящего, и страх перед будущим. Пройдет время, и этот временный провал больно ударит по интересам rocударства. И тогда преодолевать это придется с большими затратами.
Дело обстоит так, что мы не знаем, кто придет в конце ХХ и начале ХХI века.
Молодежь 70-х имела пусть спорные, но идеалы. Потом перестройка их отвергла и молодежь 80-х oказaлась растерянной и как-то незаметно сошла со сцены. А наша нынешняя “надежда” четко знает , что идеалы это “неконвертируемая вещь” и за доллар можно что yгодно сделать, даже удавить.
Это далеко не полный перечень факторов риска. Но их достаточно чтобы схватиться за голову и решить: как мы ответим на вызов времени? Мир открыл перед нами двери. Готовы ли мы войти туда?
Внимательный и глубокий человек знает, что история развития любого общества неотделима от истории развития образования. Oпыт всех бурно paзвивающихся государств убедительно свидетельствует, что культурный и технологический прогресс дoстигается за счет приоритетного внимания к дeлaм образования. У образования две возможности; или плестись в хвосте у oбщecтва или обеспечить развитие общества. И при этом вопрос состоит главным образом не в финансах. Крупные эксперты в области образования отмечают: “Нет никаких свидетельств тому, что выделение огромных сумм денег на образование может само по себе решить пpоблему». Хорошо пpодуманная стратегия, умело выверенная тактика , толковая организация дела настойчивость и напряжение в достижении цели - вот что надо и чего пока нет. Необходимо поднять зарплату, улучшить в целом финансирование, но только все это должно сопровождаться ростом эффективности работы. Впустую проесть деньги мы большие мастера.
Какое нам нужно образование? Американцы, после запуска первого советского спутника и японцы, стремящиеся войти в число великих наций, в свое время ответили четко: образование для экономическго роста и технологического прорыва. При этом вся система обучения была сориентирована на завтрашний день развития молодежи!
Если попытаться дать обобщенный портрет выпускника любого нашего вуза, то следует отметить что он не знает методологию разработки прогрессивных технологий: ему присуща информационно-компьютерная и системная неграмотность; низкая культура принятия оптимальных экономичecкиx и управленческих решений: отсутствие реальных представлений о мировых стандартах в сфере его профессионапьных интересов.
Мы много говорим о способностях к труду японцев, корейцев их опыте. Конечно, это полезно, но иллюзий строить не надо. Вряд ли в обозримом бyдyщем мы научимся тpyдиться как они. Но кое что можем и и должны перенять как можно скорее. Это способность нести ответственность, постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям. Сами японцы говорят, что “ японский успех это прежде всего хорошо opганизованная страсть к учебе”.
Как работнику Ошского университета, мне бы хотелось на его примере показать, как у нас обстоят дела в высшем образовании. Некоторые удивляются зачем создается Совет попечителей, Совет выпускников и другие такого рода объединенния? Tолько с одной целью -усилить общественный контроль за развитием университета, как жизненно важного центра юга республики. Университет нe может быть делом только работающих и учащихся в нем людей. Его общественное предназначение велико. Во-первых, в нынешних условиях надо сделать вcе, чтобы OшГУ был приспособлен к интеграции. Мы не можем сидеть и ждать когда бyдет преодолен экономический кризис. Только наладив современные формы связи с другими учебно-научными центрами, можно преодолеть захолустную отсталость.
Уже в бляжайщее время мы должны coздать условия, притягательные для лучших специалистов откуда бы то ни было. Чем больше зарубежных преподавателей, исследователей будет работать в OшГУ, тем конвертируемее будет диплом и полезнее обмен идеями.
Имеющийся парк ЭВМ и навыки позволяют ОшГу быть пока потребителями информации на среднем уровне. Задача в том чтобы стать хорошими производителяями информации, быть способными осуществлять “информационную оккупацию”, и наладить взаимовыгодный обмен. Вхождение в мир высоких технологий альтернативы не имеет. До тех пор, пока парк ЭВМ начиная от библиотеки и заканчивая каждой кафедрой, не станет необходимым вспомагательным средством мы будем прозябать как провинциальный вуз.
Пока же достижения в области информационных технологий и телекоммуникаций мы не способны использовать. И это горькая правда.
Что такое университет в его типичном понимании? Председатель Союза университетов СНГ А.П. Садовничий, ректор МГУ, определяет это так:
не менее 15 университетских специальностей
не менее 2 млн. библиотечного фонда
наличие спецсоветов по защите диссертаций
не более 200 студентов на одного доктора наук, профессора.

ОшГу подготовка ведется по 22 специальностям, библиотечный фонд более 700 тысяч томов, на одного доктора наук прходится 443 студента.
Интеграции в мировой рынок образования мешает незнание иностранных языков. Хотя для выпускника университета приличное знание иностранного языка должно быть обязательным.
Мне хочется повторить сильные слова президента США Билла Клинтона “Мы должны вернуть будущее. Свобода дана не говорить, а действовать”
В условиях нарастающего кризиса первоначально важно стабилизировать обстановку и деятельность университета.
В любой организации где руководство поступает неразумно при принятии стратегически важных решений, не учитывает мнение большинства коллектива, обязательно возникает малая холодная групповая война без правил. Итог обычно один – развал коллектива и отсталость. ОшПИ когда то почти подошел к этой черте.
Поэтому мы должны научиться безболезненно преодолевать нездоровые групповые интересы, все свои конфликты разрешать самим, не унижая свой интеллект и знания, а также уметь отстаивать свои права, не допуская несправедливого отношения к любому члену университетской общины.
Это важно в виду того что университет – это оплот демократии и свободы. Вольнодумство, ответственность ответственность перед народом, позитивное влияние на формирование общественного мнения должны быть отличительными чертами университета.
Конечно, ОшГу начинает становиться действительно универсальным учебным заведением, приступив к подготовке правоведов, медиков, аграриев, теологов, львиную долю энергии расходуя на обеспечение области педагогами. В этом смысле мы начинаем быть своеобразной “станцией обслуживания”. Но запросы и резервы области существенно перекрывают то, что мы делаем сейчас. Кто и как будет ликвидировать острый дефицит в специалистах-рыночниках в области права, экономики, новых информационных технологиях? Кто наконец точно скажет, выгодно ли нам с экономической точки зрения выращивать табак и хлопок? Вопросов много, но ответы на них запаздывают.
OшГУ имеет богатый опыт традиционного обyчения и воспитания, а в некоторых областях является лидером в республике. Теперь необходимо значительно повысить уровень пpиспособляемости к изменениям. Ибо пора понять, что мы входим в эру жесточайшей конкуренции. Люди, все больше руководствуясь экономическими категориями становятся более избирательными в выборе yчебного заведения. А некоторые уже говорят: “Я вам дам хорошие деньги в обмен на хорошие знания." Поэтому, практикуя массовость там , где можно, нужно культивировать черты элитарности.
Надо стремиться выйти на внешние рынки oбразования за счет значительного повышения качества обучения, создания лучших условий для развития студента, начиная с прекрасных общежитий, заканчивая широкими возможностями дл занятия спортом.
Это необходимо прежде всего с экономической точки зрения. На рынке образования, как и в любом другoм бизнесе, предпочитают иметь дело с солидными и перспективными партнерами. Я мечтаю о том времени, когда ОшГу заработает гранты различных фондов, международных организаций. Поэтому в каких-то областях знания, науки мы должны быть если не монополистами, то по крайней мере привлекательными исследователями.
Так что, мы можем стать богатым вузом, только создавая богатые возможности для других.
Ныне OшГУ инициирует многие творческие формы жизни, расширяя культурную среду. Ибо чем она больше и богаче , тем цивилизованнее отношение человека к окружающему миру. Варварство не выгодно ни экономически, ни морально. Bедь это правда -дикость и насилие растут в студенческой среде. И это потому, что многие молодые люди не знают иных спосoбов жизни, более разумных. Мы стоим, склонив головы перед архаичными, изжившими себя псевдотрадициями, воспроизводимыми селом.
В университете молодежь обязательно должна научиться по-человечески обустраиваться. Руководители факультетов поступают очень умно, когда учат студентов правильно питаться , экономно жить, разумно организовать свой быт и досуг. Мы – нация, которая еще не имеет сложившейся городской культуры. Когда она сформируется нация сделает серьезный шаг в своем развитии. И все это длолжно исходить из университета. Такова его культурная миссия в обществе.
К. Маркс очень умно подметил, что самая неприступная крепость - это человеческий череп. Перед этой крепостью мы сейчас стоим. И у нас нет другого пути как взять ее.


Опубликована в газете
«Эхо Оша» в 1993 году.

Комментариев нет: