Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

суббота, 27 октября 2007 г.

Груз свободы тяжёл

Опубликована в областной газете «Ош жанырыгы» и молодёжной газете«Цивиндем»(Цивилизация.Интеллект.Демократия) в мае 2002 года. Данные интервью были результатом моей переписки со студентами Ошского университета. Поэтому первое интервью появилось в областной газете, а второе в газете студентов ОшГУ. Моими главными собеседниками были журналисты Замир Божонов и Эрнис Назалов, а также студенты и преподаватели Ошских университетов. Установлением такого диалога и в рамках беседы я преследовал две цели. Это содействовать развитию критического мышления у моих молодых друзей и продемонстрировать им силу новых технологий, которые преодолевают время и расстояние. Последующие отношения показали, что они уделяют большое внимание развитию глубоких взглядов на жизнь и стремятся быть самостоятельными. Я полагаю, что это хорошее начало. Всегда приятно иметь дело с вдумчивыми людьми. Важным итогом было также использование возможностей Интернет для развития общения в режиме он-лайн. Конечно, для молодых ребят,в основном не имевших представления об информационных технологиях это было открытием. Я рад, что сейчас они пользуются ими постоянно, расширяя свои возможности.

-Мне кажется, что сейчас в стране, в регионах, а также в ОшГУ между богатыми и бедными, поколениями, отцами и детьми, преподавателями и студентами растут невидимые пока глазу противоречия, несовпадение мнений. Как вы думаете, почему это происходит?

Несовпадение мнений это нормальное явление в обществе. Противоречия, мне думается, будут ещё усиливаться, поскольку старое общество потихоньку умирает, а на смену ему идёт новое общество. Конечно, некоторые негативные явления из прошлого чинят препятствия и трудности. Что же, такова диалектика, и человек и общества в муках рождаются и в муках умирают. Переходные периоды в истории всегда были сопряжены с великими бедствиями и свершениями. Видимо поэтому китайцы высказывают пожелания близким не жить в эпоху перемен. Трудные, что говорить эти времена.Что касается противоречий, то основной их источник это между старыми взглядами и новым видением. Одни хотят продолжать жить по старому, другие уже так жить не могут и не хотят. Прогрессивные силы в нашей стране выдвигают идею «Мы для Кыргызстана», в то время как ортодоксы и коррупционеры хотят другого, а именно «Кыргызстан для нас». В этом гвоздь основного несогласия. Чтобы вторые не взяли вверх, надо всем прогрессивным силам обьединиться во имя благополучия нашей Родины. Груз свободы тяжёл. Дальше управлять страной будет становиться всё трудней. Если, вы хотите поглубже изучить эту проблему, советую для начала прочитать следующие произведения: «Зар Заман» Молдо Кылыча, «Смысл и назначение истории» Карла Ясперса, «Конец истории« и «Доверие» Фрэнсиса Фукуямы. Затем надо основательно изучить К.Маркса. В своё время его теория была не совсем правильно интерпретирована. Полагаю, для вашего духовного развития очень полезна будет книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью». Конечно, это только для начального чтения. Ваше путешествие к мудрым идеям только началось. Советую вам понять, что обществами управляют идеи. Поэтому, благополучие и состояние обществ зависят от качества идей, господствующих в них. В своё время когда, У.Черчилль был премьер-министром Великобритании его спросили, что является главным условиям осуществления прогрессивных реформ. Мудрый политик ответил:» Если умные мысли будут распространяться в обществе с такой же скоростью как глупость». Не случайно Билл Гейтс свою последнюю книгу озаглавил «Бизнес – это скорость мысли».

-Что вы можете сказать о положении Кыргызстана в разрезе геополитики?

Как студентам я хочу первоначально посоветовать глубоко изучить теорию геополитики.Следует начать с классиков, т.е. с произведений Х.Маккиндера и К.Хаусхоффера. Потом осмыслить доктрину А.Акаева «Дипломатия Великого Шелкового Пути», а также прочитать интересную статью М.Иманалиева «Кыргызы: Кто мы? Где мы? Куда мы?». Затем перейти к статьям В.Ильина, В.Цымбурского, которые помогут вам лучше разобраться в ситуации вокруг Центральной Азии.
Наша молодая страна только определяется в своих вечных и коренных интересах. Это займёт немало лет.Качественное решение этого зависит и от вашего поколения. Готовы ли вы будете к этому? Главный вопрос для вас в этом.
Международные отношения после 11 сентября 2001 года начали претерпевать большие изменения. Ожидаются воистину фундаментальные перемены. Мир продолжает существовать в условиях геополитического беспорядка. Поэтому, наше правительство направляет все свои усилия во внешней политике на продвижение, защиту и сохранение наших национальных интересов. Большая работа ведётся в рамках СНГ и Шанхайской организации.
Но, авторитет и сила нашей внешней политики зависят от состояния экономики страны. Поэтому всем нам, не ожидая только действий правительства, надо развивать экономику. На мой взгляд, мирное развитие Кыргызстана сейчас и в будущем будут зависить от: мудрой дипломатии + освоения современных технологий + крепости духа нашей нации. К примеру, Израиль производит удивительные технологии по защите безопасности страны. Вот и мы должны начать осваивать новые технологии, чтобы быть всегда готовыми надёжно защитить свою страну.
Поскольку сейчас разворачиваются подчас непредсказуемые глобальные процессы, то считаю преждевременным делать какие-либо заключения геополитического характера. Давайте понаблюдаем какие процессы получат верховенство и тогда будет яснее.
2002 год ООН обьявлен по инициативе Президента А.Акаева Международным Годом Гор. Перед нами открываются следующие хорошие возможности: Обратить внимание мировой общественности к этой проблеме и в частности к жизни наших соотечественников, живущих на горных территориях. Важно нам войти в группу лидеров, изучающих эту проблему. Международный университет Кыргызстана последовательно работает в этом направлении. Недавно их представители побывали в Индии и Непале. У ОшГУ тоже есть возможности сделать что-то полезное в этом плане. Недавно, я из ОшГУ получил интересный проект. Его автор Анара Саипбекова. Я внимательно изучаю этот проект и думаю результаты будут. Во-вторых, создаются условия для привлечения инвестиций в село. Около 70% населения живёт на селе, нынешнюю инфраструктуру там необходимо изменить сообразно требованиям времени. Надо сделать всё, чтобы наши сельчане получили новую технику, ознакомились с современными технологиями. Таким образом будет менятся и сознание сельчан в пользу их благополучия.
Таким образом, подводя итог, следует сказать, что сильная внешняя политика опирается на сильную экономику.

-Какие пути выхода из бедности вы видите? Ваше мнение о программе КОР?

Выполнение программы КОР несомненно принесёт благо для народа. Народ, который хочет избавиться от бедности должен, на мой взгляд, придерживаться твёрдо ряда принципов. Мировая история и мой собственный опыт убеждают меня в этом. Я был во многих странах Африки, Латинской Америки и Азии по мониторингу некоторых программ и проектов ООН и имел возможности сделать для себя некоторые важные выводы. Эта проблема не решается одним мановением руки. Нужны продуманные меры и значительные усилия. Прежде всего необходима активность самих людей.
Прежде, чем переходить к изложению вышеупомянутых принципов, хочу особо остановиться на одном вопросе – о роли студенчества. Правильно, когда студенты стремяться быть активными и соответствовать требованиям времени. К сожалению, ещё немалая часть студентов пассивна, беспечно относится к своей собственной судьбе. Достигнув, 20 летнего возраста продолжают смотреть и зависить от кармана своих родителей, в учёбе не усердны и непригодны для работы.Как писал армянский поэт Геворг Эмин «Дорос до моего кармана, а дальше расти не захотел». Продолжают быть иждивенцами, провляя недовольство, что кто-то "не «делает, не обеспечивает» и благ для себя ждут от других. В Англии, США и Индии многие студенты зарабатывают сами на учёбу. Вот вы скажите какой процент наших студентов добывает средства на обучение сами? Вот где корень многих проблем сегоднешней молодёжи.
А теперь перейдём непосредственно к изложению ответа.
А) Надо постоянно совершенствовать человеческий и общественный капитал. К этому относится образование населения, его здоровье, духовное развитие, творческая активность и в целом уровень культурного развития. Сильный духом народ никогда не преклонит колени перед трудностями. Я придаю важное значение фактору сотрудничества в обществе, верю в решающую роль обьединённых усилий и поэтому необходимости преодоления трудностей совместными действиями. Кыргызскому народу не к лицу ни излишняя роскошь, ни ужасающая бедность. Иначе, мы откроем путь бедствиям. Источником большинства социальных проблем явялется недовольство несправедливостью. Между роскошными особняками и жалкими лачугами неизбежно возникнет пожар. Экстремисты, террористы могут воспользоваться этим и бросить вызов нашей безопасности. Нужно ли нам это? Поэтому важно быть очень бдительными.
Сейчас в Кыргызстане большинство населения составляет молодежь. Поэтому необходимо, чтобы она получила современное образование и приобрела необходимые навыки. В этом смысле важно освоение нашей молодежью новой техники и высоких технологий. Мы слищком увлеклись подготовкой юристов и экономистов, не обращая внимание на качество. Сейчас нам крайне необходимы хорошие инженеры, программисты, биотехнологи и химики. Без этого мы не сможем сформировать в стране экономику знаний.
Другое дело ждёт нашего пристального внимания – это образование и в целом улучшение положения женщин. Великий премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю как-то поднял шум по поводу того, что по статистике в стране более 40% женщин с высшим образованием оказались незамужними. Несмотря на сопротивление даже некоторых членов правительства, непонимание многих сограждан придерживавщихся традиционных ценностей он инициировал создание специального фонда, осуществление программных действий. Результат - сегодня Сингапур по качеству жизни и положению женщины в обществе занимает одно из первых мест в мире. Речь- то идёт о генофонде нации и к этому нельзя относиться беспечно.
Недавно я возвращался из отпуска и в Ошском аэропорту встретил одного депутата, который в разговоре утверждал, что лучше, когда жена неграмотная. Печально, но факт. С такими политиками мы всегда будем пребывать в темноте.
Б) Нам необходимо строго соблюдать высокую трудовую этику. Всем нам надо хорошо трудиться. В развитых странах дисциплина трудовой деятельности на очень высоком уровне, что позволяет им сохранять высокий жизненный уровень. Известный социолог Макс Вебер утверждал, что капитализм имел успех в странах Запада благодаря протестантской этике. Вы же видите, что отношение англо-саксонцев, японцев, китайцев, немцев к труду особенное. Источник благополучия – это неустанный труд. В связи с этим важно в обществе создать систему стимулов для трудового человека. Мы должны оценивать по достоинству трудового человека, рекламировать его успехи и тем самым сформировать такую нравственную атмосферу в обществе, в которой главным мерилом гражданина был честный труд. Там, где нет совести и доверия между людьми, народ не будет развиваться. Я ставлю вопрос о важности социальной справедливости в мотивировании честного труда. К примеру, бюджеты айыл окмоту, районов, городов, университетов должны быть открыты для людей. Как налогоплательщики мы имеем полное и законное право знать куда и как расходуются финансовые средства. Если, мы не сможем привести в порядок свои дела на местном уровне, то как мы построим новый Кыргызстан? Чтобы национальные богатства использовались умно на пользу народа, мы должны научиться ценить труд предприимчивых бизнесменов, находчивых фермеров, и многообещающих интеллектуалов. Таким образом мы можем поставить заслон и на пути коррупции. Коррупция – это внутренний враг. В Южной Корее и Индонезии многие корни коррупции были отсечены именно прогрессивными студенческими движениями. Общество, которое, терпит, более того поклоняется ворам и разбойникам не имеет будущего.
В прошлом году в Дели я встретился с Женишбеком Назаралиевым и мы о многом поговорили. Вот с таких кыргызских жигитов надо брать пример.
В) Необходимо расширять пространство свободы и демократии. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Амартия Сен, подытожил свои более, чем 40-летние исследования в труде, который назвал «Развитие – это свобода». И это очень примечательно. Человек без свободы не сможет раскрыть Богом данные таланты. Поэтому, я считаю, что до тех пор пока мы не научимся мотивировать труд наших соотечественников, оборачивая его на пользу общества, трудно думать о благополучии. Подумайте сами, почему демократические страны развитые и богатые, а диктаторские и авторитарные страны бедные? Венесуэла богата нефтью, но большинство населения живёт в бедности. А Канада страна с ограниченными природными ресурсами в 2000 году заняла первое место в мире по уровню благосостояния людей и индексу человеческого развития. Почему? Канада – демократическая страна, а в Венесуэле коррупция и клановое управление государством.
Г) Надо расширять количество людей с глобальным широким видением. Иначе мы окажемся заложниками отсталых людей с примитивными взглядами. Я опасаюсь того, что наше общество может оказаться на задворках этого стремительно развивающегося мира. Слабые неразвитые общества, как правило становятся жертвами более сильных народов. Поэтому, несмотря ни на что я всегда утверждаю, что нам надо критически смотреть на себя, чтобы реально оценить свой потенциал и сделать другие важные выводы. Лень, раболепие, зависть, лицемерие, корысть, невежество всё ещё живучи в нашем обществе. Меньше их не стало, наоборот, мне кажется их позиции укрепляются. Многие негативные черты имеют выраженный национальный оттенок, что даёт мне основание называть некоторые из них национальными болезнями. Не ограничив влияние этих черт, трудно будет строить новую страну.
Хорошо бы некоторые глобальные процессы умно обернуть в выгоды для нашего народа. Такой шанс есть. Внимание мира сейчас поворачивается в сторону Центральной Азии. Как видите, всё упирается в возможности нашего интеллекта, образование, труд и умение. Точнее говоря в качество человека – кыргызстанца.

-Бакыт-агай мне было не совсем удобно, когда после опубликования первого интервью с вами, проректор ОшГУ А.Асанов по телевидению сказал,что вам два раза посылали приглашение на 50 - летний юбилей ОшГУ. Создалось впечатление, что вы сами не захотели приехать. Поэтому, во избежания недопонимания, прошу дать разьяснение для общественности.

Мне очень жаль, если он так сказал. Я его знал только с хорошей стороны. Мне нечего больше добавить.

Замананын шумдугу Такие настали времена
Создун кетти чындыгы. В словах уже нет правды
Жакшы-жаман баарына Всем нравятся
Жакты опсуз кылыгы Неуместные выходки - говорил Молдо Кылыч. (построчный перевод Б.Б.)

Разговор со студентами ОшГУ всегда особый праздник для меня. Но, у меня к ним одна просьба. Надо почитать своих преподавателей, перенимать их знания, но ни в коем случае не вмешиваться в их ссоры и тяжьбы. Ни к чему хорошему это не приведёт.

Алабарман соз суйлоп Злыми словами
Азамат коонун оорутпа Не омрачай сердце молодца
Жетимге камчы которбо Не поднимай руку на сироту
Жесирдин отун очурбо Не отнимай надежду у вдов
Жалгызга камчы которбо Не обижай одинокого
Жардынын атын очурбо Не унижай бедного
Жакынын менен жоолашпа Не ссорься с близкими
Онбос доону доолашпа Не требуй невозвратного
Созу октой жамандан Сторонись дурного человека -
Жакын журбой оолакта (построчный перевод Б.Б)

завещал нам великий поэт Арстанбек.
Поэтому я советую вам стараться создать благоприятную среду для развития. Плохая среда портит даже хорошего человека. Причинить зло другому легко, но, дорога зла коротка и бессмысленна. А дорога добра терниста, но вечна.
Если вы хотите быть личностями, то должны быть готовы ко всему. Вы должны быть готовы вынести несправедливость, зависть и зло по отношению к себе и понять, что это плата за ваш талант. «В дерево богатое плодами всегда бросают камни» – говорят кыргызы. Такова жизнь. Не испытав зла, трудно понять величие добра.

-Что вы можете сказать об Аксыйской трагедии, которая явилась следствием политического кризиса в Кыргызстане?

Да это трагедия. У меня не укладывается в голове как это наши же ребята в милицейской форме, которым положено защищать, стали стрелять по людям. Произошло непоправимое и мы должны глубоко задуматься над произошедшим. Ещё до этих трагических событий, в беседе с вами я говорил о некоторых негативных явлениях в нашем обществе. К сожалению, тот сценарий, некоторые штрихи которого я описал, к сожалению осуществился. Мне кажется, кое-кто не сделал выводы из романа «Сломанный меч». Что и говорить, сейчас идёт противостояние между теми, чей лозунг «Мы для Кыргызстана» и другими, кто думает «Кыргызстан для нас». На такие события нельзя смотреть поверхностно и делать скоропалительные выводы. Важно найти глубинные причины конфликтов. Конфликты, политические кризисы обычное явление в обществе. Для нас сейчас важно найти пути выхода из кризиса. Соревновательность, стремление завоевать авторитет у масс нормальное явление в политике. Нам крайне необходимо научиться уважать разнообразие мнений, главное политическое соперничество не превращать во вражду. Мы все из этого народа и мы не должны быть врагами. Поразмышляв над историей нашего народа, над великими идеями» Манаса», духовным наследием наших мыслителей я пришёл к одному мнению: Невозможно управлять успешно кыргызами, опираясь на грубую силу. Мы народ, который черпает свои силы в правде и справедливости. Для кыргыза пусть не будет хлеба, но правда должна быть. Кыргыз может вынести и простить ошибки, происшедшие из усилий и благих намерений. Но, своё достоинство и честь он топтать не позволит. Такой у нас менталитет. Мы можем терпеливо сносить несправедливость, безответственность, равнодушие и алчность. Но, это временно и подобострастие кыргыза обманчиво. Кыргызы – гордые горцы, вынесшие на своих плечах неимоверные трудности, знают как постоять за себя и отстоять свою честь. Мне хочется напомнить нашим политикам мудрое наставление нашего предка Шералы сына батыра Шапака:

Туура бийде тууган жок, У мудрого бия (правитель Б.Б)
Туугандуу бийде ыйман жок. Не бывает родни.
Бий болсон, калыс бол, Бий, окруживший себя
Калыс болбосон, родственниками не имеет совести. Бийликтен алыс бол. Бий должен
Бийден калыстык кетсе, быть справедливым.
Элден тынчтык кетет Если не может быть
справедливым, должен дер-
жаться подальше от власти.
Если бий несправедлив,
Нет согласия в народе.
(построчный перевод Б.Б)


-Нынешнее противостояние власти и оппозиции к каким результатам может привести?

Народ сейчас стал осозновать свою силу. Чтобы в государстве не было хаоса и коррупции необходимо активное участие народа в общественных делах. Ибо, народ – источник власти. В этом смысле, народ Кыргызстана начал более заинтересованно подходить к политикам. Это может, в случае усиления, дать начало многим позитивным процессам в обществе. Не следует опасаться открытого выражения людьми своих требований. Не зря говорят: "«Угрозы умного врага лучше, чем лесть глупого друга"». Не надо бояться, народ, ценящий свободу всегда сумеет сохранить спокойствие. Открытость власти только повысить ответственность оппозиции. Вот в этом я вижу первый результат противостояния. С другой стороны, избиратели по моему стали лучше понимать какие им избранники нужны. Это второй результат. Доверие народа сладко, но оно требует большой отдачи. В связи с этим хотелось ба напомнить золотые слова великого акына Женижока: « Когда доброму человеку приходит успех, он не заносится, ведёт себя с достоинством». В третьих, народ требует, чтобы изменилось отношение власти к народным интересам и отношение к оппозиции. Мне хочется верить, что будут сделаны серьёзные выводы из аксыйских событий. Любые половинчатые решения только усугубят проблему. Власть и оппозиция стоят на пороге диалога. Надо идти на диалог. Иначе опять будет дан шанс разного рода проходимцам, которые хотят извлечь выгоды для себя и из этой ситуации. Конечно, национальный диалог требует от обеих сторон мудрости и взвешенности.

-По-моему, нашим многим чиновникам не хватает японского духа, и европейского знания.

На самом деле у нас есть кадры не хуже. Но…такие времена.

-Вы довольны отношением молодёжи к демократическим ценностям?

Демократия опирается на соответствующюю культуру, ответственность и порядок. Хотелось бы, чтобы молодежь была двигателем демократических перемен.

-Происходит смена поколений. Сегодня среди молодёжи есть, те кто хорошо знает идеологию в СССР и те, кто уже об этом не имеет представления. Как бы вы сравнили эти поколения?

Пока ещё рано делать какие-то окончательные выводы. Мне кажется, что по сравнению с прошлым интеллектуальный уровень молодёжи снизился. Школы переживают ныне не лучшие времена. Многие хорошие учителя покинули школы. Твои современники сейчас мало обращают внимание на книги – источник знаний и вдохновений. Потом, я думаю, прежняя молодежь всё-таки была совестливее, нравственно чище. Мы живём в нелёгкое время перемен. Много хорошего потеряли. Но, надо сказать, что перед нынешней молодежью открываются и невиданные для предыдущих поколений возможности. Нынешняя молодежь более восприимчива к свободной жизни. Мне всегда доставляет огромное удовольствие вести беседу с молодыми кыргызстанцами обучающимися в США, Англии, Турции, Германии и в наших ведущих университетах. Меня радует их видение, кругозор. Но, вместе с тем я вижу и тех, кто ради цветного металла, разрушает святые памятники. «Куда мы придём вот с этими?» – спрашиваю я себя. Видимо, в этом грязном воровстве они с кого-то берут пример. Меня беспокоит, что в нашем обществе, как грибы после дождя растут дурные явления, которые противоречат духовной сути кыргызов. Хищническое поведение нельзя ни в коем случае оправдывать трудностями переходного периода. «Народ без морали останется без хлеба» – очень точно сказал великий Женижок.
Нам наносит непоправимый вред лозунг наших коррупционеров о том, что «большое богатство делается в смутные времена». Если наша молодежь полностью заразиться этими сомнительными идеями, то вряд ли мы можем надеяться на успешное развитие. Общество, которое поклоняется ворам и разбойникам, не имеет будущего. «Совесть выше смерти» - говорят кыргызы. Мы, кыргызы, такой народ, что должны выбираться из трудностей вместе, плечом к плечу, а не за счёт друг друга. Иначе…

-У С.Раева есть такие слова:» Голодный народ оценивает политику своим желудком» Вы согласны с этим? Как вы думаете как оценивает простой народ политику Кыргызстана?

Хороший вопрос вы задали. Но, политику оценивают своим желудком не голодный народ, а нерадивые чиновники и разные проходимцы и временщики во власти. Они ради своего желудка пойдут на всё. И никогда не насытятся. И в то же время, простые люди, не имея достатка в доме, ищут правду и справедливость. Богатство они не найдут, власти не достигнут. Страдают. Но, благодаря борьбе таких простых людей, мы являемся народом, единым целым с высшими моральными ценностями. Это они в нашу тёмную непроглядную жизнь несут долгожданный свет, оберегают нашу честь и зашищают достоинство кыргызского народа. Давайте поклонимся им. Воздадим должное. Да, это правда, чтобы прокормить своих детей, они иногда дают себя обмануть.Да, немало и тех, кто смотрит на подаяние во время выборов. Но, опускать их на уровень желудочного сознания несправедливо. Кто виновен в бедности нашего народа? Мы все, и прежде всего образованная часть нашего общества.
Мне хочется надеется, что мы сумеем очиститься от проходимцев и временщиков, сумеем дружно и качественно трудиться, чтобы высвободиться от тревожных явлений. Дорогой соотечественник, кыргыз, даже будучи голодным, может всегда оценить величие. Простой народ, доверил нам, как образованным людям свою судьбу, а некоторые из нас вместо того, чтобы оценить это по достоинству и быть надёжной опорой, решили попрекать его «желудочным сознанием», недостатком в доме. Не справедливо и глупо это.
Я прошёл через это. В своё время, мои простые соотечественники во имя справедливости избрали меня своим депутатом в парламенте. Я горжусь этим и в вечном долгу перед ними. Только потому что издревле, кыргызский народ политику измерял своим умом и сердцем, смог, вопреки неимоверным трудностям выжить и выстоять, занять достойное место в мировой семье народов. Не забывайте этого.

-Нынешнее положение страны хочу отразить этими стихами:
Жылдар, жылдар мынча неге сузсунар
Жылуулукту силер бизден буздунар
Жыланайлак кейпи Мекен байкушка,
Жыртык чапан кийгизгенге узсунар.

Годы, годы почему вы такие холодные
Теплоту вы отняли у нас
На босоногую бедную Родину
Вы одели дырявый чапан – (построчный перевод Б.Б)

Что вы на это скажите?

Вы я вижу не без таланта. Но, мне по душе другие стихи?
Толкун болот дениздин кучтуу жери,
Толкундай бол, кыргыздын жигиттери.
Токсон тогуз онордун ээси бол деп,
Тоолук эне торогон, сени, мени.
Чоку болот тоолордун бийик жери,
Чокудай бол,кыргыздын жигиттери.

Мощь океана в волнах,
Будьте как волны, кыргызские жигиты.
Кыргызская мать, родила тебя, меня,
Чтобы мы освоили все премудрости.
Самая высокое место в горах это вершина,
Будьте величественными кыргызские жигиты – сказал наш замечательный поэт Байдылда. Мне очень нравятся эти слова. Давайте не поддаваться унынию, а поддерживать друг друга.

Опубликовано в газетах «Ош жанырыгы» в феврале и «Цивиндем» в мае 2002 года.





Комментариев нет: