Это интервью было дано мной корреспонденту газеты «Асаба» сразу после моего выступления на сессии парламента о необходимости корректировки политического курса правительства и цивилизованного отношения к инакомыслию вообще и к оппозиции в частности. Все знали, что я избрался в парламент вопреки ярому нежеланию тогдашнего кыргызского правительства, но вместе с тем люди знали, что я всегда относился умеренно к тому что происходило в стране. И поэтому резкая и напористая критика мной правительственного курса породила много вопросов. Поскольку в правительственной прессе появились материалы негативного характера обо мне, то я решил через свободную в тот период газету разьяснить свою позицию.
-Зачем быть оппозиционером или почему вы стали им?
Я бы поставил вопрос шире. В чём смысл существования и развития оппозиции в Кыргызстане? Нельзя забывать в какое время мы живём и что сейчас определяет прогресс. Чингиз Айтматов недавно заметил, что мы, кыргызстанцы , находимся в стороне от мирового диалога. Если помимо географического тупика мы попадём в политический и интеллектуально-духовный, то в следующем столетии мы как нация обречены. В социально-экономический тупик из-за коррупции мы уже зашли.
Все вокруг говорят о первенстве экономики. Это понятно, мы экономически слаборазвитая и политически непоследовательная страна. Но, в развитых странах в конце ХХ столетия пришло понимание того, что всё должно быть подчинено развитию человека. Главным измерением общества является человек – его здоровье, образование, в целом качество его жизни. С другой стороны, уровень развития человека является главным фактором прогресса общества.
-В советское время всё-таки много внимания уделяли развитию человека. Вы думаете, сейчас мы сдали свои позиции?
Есть огромные потери и малые выгоды. Появились новые возможности, но для большинства они недосягаемы. За фасадом президентских образовательных программ подрастает новое неграмотное поколение. Во-первых, увеличивается число детей не посещающих школу. Во-вторых, качество обучения значительно снизилось. В-третьих, сельское население живёт в условиях информационно-культурной изоляции.
В советское время мы приобщились к европейской культуре, и даже в глубинке кыргызы разбирались в великой русской культуре. Это меняло наш образ жизни. Это давало людям хорошее образование. А ведь смысл образования состоит в том, чтобы люди могли управлять собой разумно и мирно. А что происходит сейчас? Мы откатываемся в далёкое прошлое, реанимируем средневековые привычки. Страны громко называются республиками, а на самом деле это султанаты,эмираты и каганаты. Президентов при жизни и в их присутствиии по-восточному изощрённо называют великими, гениальными и это воспринимается как должное. Первоначальный образ «Реформатора – Президента» сменили на образ «Просвещённого Хана» Второе якобы более подходит для менталитета нашего народа. У меня нет сомнения, в том, что власти сознательно воскрещают и практикуют феодальные формы правления. Губернаторы и акимы назначаются с согласия депутатов местных кенешей. Вы видели хоть раз критический и ответственный подход к кадрам на этом уровне? Депутаты так зашуганы, что приведи им медведя, они единогласно одобрят его кандидатуру. То и аши, устраиваемые представителями кыргызской элиты, можно назвать полным кошмаром. Во время так называемых всенародных тоев, посмотрите, что творится в туалетах. Вот где наша настоящая культура!
- Но у нас же растёт очень обнадёживающая молодежь в лучших университетах?
Все это в совокупности тонкая культурная плесень. Просто знания – это не главное. Выпускница Гарвардского университета Беназир Бхутто осмысленно укрепляла в своей стране феодальные порядки и коррупцию. Мы так и не восприняли истинные ценности западного общества, зато их мусорные ящики выгребли до дна. Поэтому главное – это ценности нашей молодёжи. Вот о чём должна болеть наша голова. Основная масса народа из-за нищеты и безысходности опускается в средневековье.
На концерты В.Спивакова ходили в основном русскоязычные, а зрители жестоких боёв без правил – это в подавляющем большинстве молодые азиаты. Ещё нужны комментарии?
-А что тогда вы предлагаете?
Это большой разговор о доктрине развития Кыргызстана. Возьму одну важную часть этой доктрины. Много раз с трибуны Жогорку Кенеша я говорил о необходимости южной стратегии государства, о разработке концепции развития южных областей. Почему? Дело не в регионализме. Мы ни в коем случае не должны попасть в орбиту притяжения «новых ханств или эмиратов», которые при нынешнем ходе дел неизбежно появятся на юге в скором времени.
Схватка за власть в них, какими бы лозунгами не прикрывались, будет носить коварный, жестокий и затяжной характер. Чтобы не дать себя втянуть, надо, несмотря на меньшую экономику в цивилизованном плане быть предпочтительнее. Последовательный курс на демократический порядок – таким должен быть наш выбор. Авторитаризм – это изнурительный путь к гибели. Я вполне серьёзно утверждаю, мы, как малая нация, можем стать жертвами исторического банкротства наших правителей. Такой риск есть! Теперь вы понимаете, почему я в оппозиции.
-Почему имеено путь к гибели?
Мы – страна с ограниченными природными ресурсами. В географической изоляции, с плохо развитой инфраструктурой. Единственное, на что мы можем надеется, это на ум и энергию нашего народа и Богом данную чудную природу. Но, главное – это человек. Свободный человек. А что же сейчас у нас? Человек в целом у нас несвободен. Он продолжает быть рабом обстоятельств, власти и собственного несовершенного средневекового и тоталитарного сознания. Общество вместо свободных граждан всё больше пополняется лицемерными и беспринципными винтиками. Помните фразу одного экс-министра « Не хочу быть винтиком власти!» Это сказал министр, которого Аскар Акаев назвал золотым кадром ХХ1 века. А что же говорить о простых людях.
Инакомыслие у нас воспринимается как сумасшествие или как героизм. Это ненормально. Таким образом, мы тысячам своим гражданам мешаем реализовать свои возможности. Мы можем и должны ускорить процесс развития свободомыслия, как необходимого и нормального для развития общества явления.
-Но ведь оппозиция борется не за раскрепощение человека, а за власть?
Давайте по порядку. Сначала о политической культуре. В политике у нас должны быть открытость и соревновательность. А что происходит в нашей политической жизни? Интриги и омерзительная тайная борьба. Наш народ не подозревает, кто порой на самом деле управляет им. Нет ни законов, ни правил регулирующих политическое соперничество. Всё носит скрытый характер. Чиновники Белого Дома таскают компромат в независимые газеты на своих шефов или коллег по партии власти, сидящих в соседних кабинетах. В таких условиях на процесс принятия решений могут влиять тайные кланы или клики, которых народ даже одним голосом не уполномачивал.
Поэтому противоборство «власть и оппозиция» пора определить в законные и цивилизованные рамки. Политическая борьба должна быть прозрачной. Вот это и будет уходом от несвободного примитивного сознания и бытия. Во-вторых, важная функция оппозиции состоит в подготовке кадров для страны и разработке альтернативных вариантов развития.
Пора научиться нормально относиться к формированию теневого кабинета или альтернативного правительства. Типичная кыргызская оппозиционность начинается тогда, когда отбирают кресло и заканчивается когда возвращают кресло. Это же не политика, а анекдот. Кого не спросишь, все говорят: политика – грязное дело, но все мечтают поваляться в этой грязи.
И ещё одно принципиальное замечание: преемников определяют ханы, цари и прочие атрибуты средневековья, но только не президенты цивилизованных государств.
Если мы, как народ, заставим своих президентов строго соблюдать демократические нормы, то удивим весь мир и в ХХ1 веке станем великой нацией. Я вообще считаю, что пока мы не станем на ноги, президента нужно выбирать только на один пятилетний срок. Надолго всю власть в одни руки у нас нельзя отдавать. Слишком велик соблазн. Давно пора перестать надеяться на приход мудрого и доброго президента. Надо думать о системе, предотвращающей самовластие. Мы предлагаем значительно ограничить власть президента, перейти к выборности губернаторов, судей, передать больще полномочий парламенту, строго карать за фальсификацию выборов и т.д.
-Вы говорите о соревновательности в политике. До споров ли сейчас? Может дать правительству спокойно поработать?
Категорически не согласен с вами. Место и звание члена правительства обесценилось до невозможности. Многие министерские кабинеты превратились в проходной двор. Кого только там не было! Додумались даже, не выходя из дома, по сотовому телефону управлять. С некоторых пор министры, вступая в должность, стали в парламенте приносить клятву. Что означала клятва для наших далёких предков вы знаете? Это был священный долг. Последнее слово, за нарушением которого только небытие. А что делали с теми, кто не сдерживал клятву? По меньшей мере отрезали уши и носы. Депутаты СНП слышали клятвы многих министров. Сколько министров не сдержали свои клятвы, но хоть один повинился перед парламентом? Кому нужен этот спектакль? Спрашивается, зачем приносить клятву, если за неё не несут никакой ответственности? Получается, что и над этой древней и священной традицией предков надругалось наше руководство.
Поэтому открытая критика повысит значимость и ответственность членов правительства. С другой стороны, оппозиционность меняет наши старые психологические стереотипы. Непризнание открытой культурной критики нормальным и необходимым явлением по меньшей мере означает, что руководство страны и правительство сплошь состоит из супермудрых и непогрешимых людей. Этого не было, нет и не будет нигде и никогда.
Во-вторых, мы лишаем себя своболды мнений. А без неё обьективность и реальность фикция. В парламенте, например, когда рассматривается бюджет страны, вместо критического и внимательного обсуждения, большинство старается прогнуться перед правительством, которое в свою очередь всегда имеет необходимое число депутатов для манипулирования. Разве таким ходом мы поправим положение в стране? Подобострастно утвержденные Жогорку Кенешом бюджеты не отражают реальных возможностей экономики и не могут обеспечить запланированные параметры дефицита бюджета.
-Значит вы считаете, что смысл оппозиции в изменении параметров интеллектуального и духовного развития народа?
В том числе. А в более широком понятии я бы сказал в расширении «пространства свободы», без которого человек не может развиваться. Боюсь значение свободы не осмыслено нашим обществом. Успех Запада, Японии и других развитых регионов состоит в бережном отношении к идеям и мнениям людей. Великий Хонда советовал своим менеджерам: «Борьба на рынке жестокая. Отчаянно боритесь. Но никогда не посягайте на достоинство и свободу конкурента!».
Конечно, некоторые диктаторские режимы добивались экономического подьёма. Но, обратите внимание, это достигалось за счёт человека и было временным. Нужно ли Кыргызстану повторять этот путь?
С другой стороны, инакомыслие по инерции у нас воспринимается как преступление. А это говорит об очень слабой базе терпимости и толерантности в нашем обществе. У нас очень много злобы и зависти. Таким образом, или мы будем жить по законам джунглей или учиться жить по законам открытого свободного общества. Сколько поколений наших предков прожило в поисках свободы и независимости, сколько их стало жертвами тирании. Если мы твёрдо встанем на дорогу свободы и демократии, мы оправдаем и их жизнь, дадим глубокий смысл их борьбе.
-А разве этого не понимает наше руководство, там же одни академики?
Мне трудно давать оценки. Но из действий можно сделать вывод, что на персональном уровне некоторые понимают и даже очень глубоко. Но, есть верховная власть, которую одни используют как инструмент преобразования общества, а другие как источник наживы и порабощения общества. В большинстве случаев сладость власти покоряет ум. Думаю, в Кыргызстане это и случилось. Во-вторых, понимать это ещё не значить уметь делать. В руководстве страны дефицит управленческого мастерства налицо. В СССР кыргызские кадры управляли в основном предприятиями местного подчинения и редко кто союзного значения. Это сейчас и сказывается. До сих пор в государстве нет кадровой политики, а есть кадровые перетусовки напоминающие аукцион.
В групповом плане ситуация обстоит следующим образом. Руководство страны состоит из двух блоков. Первый – это представители академических кругов. Они, за редким исключением, стали или пытаются стать «новыми кыргызами».Это, в основном, циничные люди с очень жестокой философией «в условиях формирования рыночной экономики должны выжить сильнейшие». Это их первый постулат. Второй – «в смутные времена надо любым способом создать свой первоначальный капитал». Третий - «власть даёт деньги, но большие деньги дают неограниченную власть».
Что касается образа жизни – это в основном сибариты, т.е. люди, у которых собственное удовольствие стоит всегда на первом месте, ценится выше, чем общественный долг и ответственность.
Почти за 10 лет пребывания у власти они не создали даже основы новой политической философии для общества, не добились хотя бы видимости консенсуса в отношении общественного устройства и определении путей долгосрочного развития страны.
Второй блок – это бывшая коммунистическая номенклатура. Многие её сильные представители выключены из процесса управления. Из этого круга новая власть опирается на советы коммунистов-старейшин и преданность бывшего среднего слоя номенклатуры. Власть учёных довела «комдемократов» до того, что они руководствуются только корыстными политическими инстинктами. Нередко в новых условиях они не знают что делать, но пытаются раздавить всех, кто не соответствует их предрассудкам. Помните, перед последним референдумом Президент в интервью КТР сказал, что ожидает поддержки 60-70% населения. По существу это был намёк-задание.Но вот эти для прочности нарисовали чуть ли не 100%. Сами то выслужились, а шефу имидж подпортили. Когда в обществе возникают здравые идеи, руководящий слой склонен истину определять силой. Вы знаете слова Валери: « Когда не могут нападать на мысль, нападают на мыслителя».
-Но я не думаю, что оппозиция имеет цельную политическую философию. Что у неё, кроме голой критики?
В таких условиях, как я вам сказал, даже голая критика нужна и полезна. Она как холодный душ. Иначе в стране, где воруют все, в один день можно своровать и страну. Приведу примеры. В справке Счётной Палаты за 1997 год говорится: «Министерством обороны не обеспечен полный возврат средств, выделенных ранее в виде финансовой помощи и кредитов. Так, до настоящего времени не возвращено 177,3 тыс. долларов США Управлением делами Администрации Президента Кыргызской Республики(!), выданных в июне 1994 года(!!!)». Где сейчас самолёт А –320? Какой ущерб понесла страна от этой сделки? Если не мы - представители народа не будем задавать правительству эти вопросы, то кто?
А политическая философия оппозиции формируется. Чтобы вьехать в Белый Дом Кыргызстана прежде всего нужны новые идеи, понятная и реальная концепция развития страны. Ко многим приходит понимание разработки цельной теории развития Кыргызстана. Конечно же, лидеры оппозиции должны расти в интеллектуально-образовательном плане. Согласен, одна голая воля к власти без опоры на разум и глубокую культурную подготовку опасна. Мне лично не раз говорили высокие чины из Белого Дома, что критиковать легко, лучше дайте конструктивные предложения. А я хочу спросит кому нужны наши предложения?
-А вы не боитесь, что другие, скажем из оппозиции, придя к власти, не поступят как нынешние чиновники? Большинство считает, что пора менять власть. Но,это же большинство опасается, что может быть и хуже. Как быть?
Такие сомнения есть. Но, я думаю, что мы должны извлечь уроки. Мы все должны понять, что как народ мы можем выбрать во власть тех, кто нужен стране. Я подчёркиваю выбрать. Хуже, а куда ещё хуже? Скажите, какие слои общества довольны этой властью? Эта парадно-рефлективная власть коррумпированных чиновников уже всем надоела.
Легко говорит в общем. Я хочу спросить, если, по вашему мнению достойная смена нынешнему Президенту? Если вам говорят нет или пока нет, то вы не задаете вопрос, тогда кто мы есть: нация или сброд какой-то. Почему мы такого низкого мнения о потенциале своего народа? Конечно есть!
-По решению Конституционного Суда Аскар Акаев может баллотироваться в следующем году. Если он примет участие в выборах, трудно наверно будет его оппонентам?
Нынешнее руководство избегая мелких ошибок, движется к большому заблуждению. Кстати, эта мысль, правда относительно другого явления, была высказана А. Эйнштейном. Физики это должны знать хорошо. Конечно, будучи во власти можно делать всё что угодно. Это уже зависит от мудрости правителя. Но, демократические принципы надо уважать и строго соблюдать. Опасаюсь, как бы мы из-за политических амбиций не забыли свою страну.
Персонально народ Кыргызстана определится в отношении главы государства в следующем году. А сейчас лучше думать о том, какой Президент нам нужен. Но, несомненно одно, серьёзный претендент должен обладать качествами лидера нации.
-Вернемся к проблеме оппозиции. Есть мнение, что сейчас, когда страна из-за событий на юге находится в кризисной ситуации, действия оппозиции только ослабляют страну и поэтому опасны. Как вы думаете?
Так думают, те, кто поставил всех нас на грань катастрофы. Я считаю, что сейчас вместо упрёков надо конструктивно действовать всем. Не время жёстко упрекать власть за ранее допущенные ошибки. Задним умом мы все крепки. Решение о формировании новой области – это должно быть ответом не только на чрезвычайную ситуацию.
Но спокойно смотреть как на старые ошибки громоздятся новые, тоже нельзя. Когда придёт время, надо основательно разобраться и кому надо прочистить мозги. Но всё это частности. Поймите,эта власть уже недееспособна. Если бы в своё время руководство республики прислушалось к мнению депутатов Законодательного собрания о реформировании армии и финансовых вопросах с этим связанных, наша готовность несомненна была бы лучше. А страну ослабляет не оппозиция, а коррумпированные чиновники, которые и дело-то толком не могут делать и во всём ищут свою корысть. С другой стороны, они боятся здоровой конкуренции и поэтому им безопаснее наклеить ярлык врага на своих оппонентов. Посмотрите один из них постоянно говорит по телевизору о внутреннем враге.
-Вы, как оппозиционер говорите о правах человека. Но…извините сейчас не до этого. Надо с бандформированиями покончить, а потом уже…
Я здесь категорически не согласен. Конечно, в чрезвычайных условиях идёт процесс сворачивания прав и свобод. Но, речь –то идёт о двух районах. Самое главное, у нас в обществе нет хотя бы поверхностного понимания взаимозависимости прав человека и безопасности страны. Государство сильно духом своих граждан. Нация, вставшая на колени перед властью, неспособна защитить ни себя, ни эту власть. Я неплохо знаю ситуацию с правами человека в Ферганской долине. Так вот могу сказать: при дальнейшем сохранении репрессивного отношения к инакомыслию в этом регионе, оттуда будут исходить серьёзные угрозы безопасности Кыргызстана. Более того, ни одна политическая группа в центральноазиатских странах не сможет долго и успешно удерживать власть как на основе демократических конституционно закреплённых норм, так и подавлением политических прав и гражданских свобод.
Благополучие основной части населения ещё долгое время будет под угрозой. Социальные интересы большинства населения приносятся и будут принесены в жертву. Наглядный пример, последнее решение Законодательного собрания о пенсионерах. Как это ни прискорбно говорить, но богатые чиновники проводят реформы за счёт снижения жизненного уровня основной части населения. Поэтому регулярная смена власти путём выборов это путь поддержания стабильности. И путь, обеспечивающиц странам большую безопасность.
Насильственное недемократическое удержание власти – это исторический тупик с конфликтами непредсказуемой силы. Власти, к сожалению, не осознают силу отчаяния людей.
-А как же быть с соседними странами, где президенты продлили свои полномочия референдумами? И по–моему, они ещё минимум лет 10 будут у власти.
Это только подтверждает мои опасения и тревогу. Кстати, Збигнев Бжезинский говорил, что наши страны на пути к демократии должны пережить этапы диктаторства и авторитаризма. Это значит, что пока мы не свергнем своего диктатора – не сможем оценить значение демократического порядка. Я не думаю, что это обязательный путь в особенности для Кыргызстана и Казахстана.
Что касается продления полномочий, то в обществе должны быть хотя бы основы согласия по отношению к власти. Власть должна быть легитимной, её законность у большинства населения не должна вызывать сомнений. Известный футуролог Френсис Фукуяма свою последнюю книгу назвал «Доверие» и здорово показал значение этого в отношениях между народом и властью. А если этого нет, то ситуация развивается по следующей линии: недовольство – обьединение на основе недовольства – протест. А дальше, если власть неспособна к гибкой модернизации и гражданскому диалогу, то конфликт нарастая выходит из под всякого, даже общественного контроля. Результат – хаос, разрушения, обоюдный террор и тупик для всех.
-Страшную картину вы рисуете!
Мы уже заглянули в эту бездну в 1990 году. В феврале 1999 года, после взрывов в Ташкенте начался новый и очень тревожный период в современной политической истории Центральной Азии.
-Что вы имеете ввиду? Какое отношение они имеют к нам и теме оппозиции? Это же исламский экстремизм!
Давайте по порядку. В широком смысле, февральские события в Ташкенте показали следующее:
-В странах региона не утихает, а усиливается спор по вопросу об общественном устройстве стран. Есть либералы, есть коммунисты, есть исламские фундаменталисты. Более того есть сильное желание изменить политическую карту региона. Идея ФАНО должна вызывать у нас серьёзное опасение.
-Во всех странах ширится и усиливается недовольство правящими режимами, которые оказались неспособными обеспечить минимальный прожиточный уровень для основной массы населения. Таким образом, формируется социальная база для радикальных политических групп.
-Не сформировав эффективные механизмы решения социальных проблем, правящие режимы перешли к насильственным методам борьбы с инакомыслием и оппозицией. Во многом, из-за репрессивных действий властей поиск лучшего устройства общества принимает крайне радикальные экстремистские черты.
-В связи с нестабильной ситуацией, и главное на основе глобальных геополитических расчётов усиливается вмешательство различных политических и религиозных сил извне.
Единство и способность руководства стран Центральной Азии противостоять угрозам и опасностям будет подвергаться серьёзному испытанию. И очень трудно сказать, выдержат ли они эти испытания. Ошибочно будет всю ответственность перекладывать на экстремистов. Экстремизм это зачастую ответная реакция на репрессии властей.
Чем отличается ваша Народная партия от других? Есть центристские партии, радикальные и т.д.
Ерунда всё это. Перестаньте копировать российскую политическую жизнь У нас многое по-восточному. Партии делятся на пропрезидентские и антипрезидентские, соглашательские и реформаторские. Почти все лидеры партий недовольны властью, только некоторые выражают это открыто и на деле, а все остальные в местах тайных сборищ. Ждут, куда ветер сильнее дунет. Кроме 3-4 партий, остальные как куча воробьёв на ветке – до первого выстрела.
Опубликована в газете «Асаба» в октябре 1999 года
суббота, 27 октября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий