Судьбу страны мы не должны отдавать в руки одного человека, одной семьи. Несколько тезисов о коррупции в Кыргызстане.
Эта статья появилась в результате моего активного участия в обсуждении в парламенте страны проблемы коррупции. Дело в том,что на тот момент очень остро встал вопрос о хищении в компании «Кыргызмунайзат» 18 миллионов долларов США, деле фирмы «Андре», скандале вокруг национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору».Создавалось впечатление, что некоторые люди в правительстве страны поставили перед собой цель откровенный грабёж национального богатства. На членов комиссии и депутатов, пытавшихся разобраться обьективно в ситуации оказывалось грубое давление. Честные и справедливые депутаты и политики стали подвергаться неслыханному преследованию. На некоторых были заведены сфабрикованные уголовные дела и даже члены их семей стали преследоваться не поддающемуся человеческой совести способами. Я и моя семья тогда прошли через страшные испытания. Это очень трудно описать и довести до сведения несведущих. Как докажешь анонимные звонки с угрозами, нападения неизвестных людей, увольнения близких тебе по надуманным мотивам. При обсуждении коррупционных дел в парламенте и за его пределами я и мои коллеги, которые хотели довести до народа правду, с сожалением обнаружили тихое и яростное сопротивление своих коллег по парламенту, и других, кто или не хотел или не мог понять масштабы угрозы нависшей над молодой страной из-за коррупции. Поэтому я и решил написать краткую статью о коррупции.
Коррупция в Кыргызстане явление не новое – пришла к нам из советских времён.Но различие состоит в том, что ныне она приняла угрожающие для безопасности страны масштабы. Коррупцию правильнее сравнивать с раковой болезнью, и для её развития у нас сложились все необходимы условия. Идейная основа её коренится в широко распространенном в правящих кругах представлении, что первоначальный капитал наживается в смутные времена, и в условиях рынка выживает сильнейший, т.е. кто больше и успешнее сворует.
Богатство, нажитое любым способом, стало целью правящего слоя людей. В праведность честного труда уже мало кто верит. В стране хозяйничает чиновничье-торговый капитал, нахальный и безудержный. Политическая основа состоит, во-первых,в сосредоточении огромной и бесконтрольной власти в руках Президента. Это было сделано путём отхода от политической системы сдержек и противовесов, посредством очень спорных референдумов. Во-вторых, в стремлении сохранить и укрепить политическую власть любым способом,в основном за счёт концентрации власти в руках узкого и преданного круга лиц, сосредоточения в их руках финансовых ресурсов.
С другой стороны, кадровая политика последних лет привела к дезориентации и моральному разложению руководящих кадров, которые из-за беспокойства за своё будущее приоритетом выбрали даже не интересы власти, а свои собственные финансовые интересы. Возможности общественного контроля за властью крайне ограничены, а те, что имеются, не могут быть здоровым заслоном. В-третьих, в стране нет конструктивной и консолидированной оппозиции, которая сказала бы своё твёрдое НЕТ разложению государства. Эмбриональная оппозиция скорее готова пойти на выгодный компромисс с отцами кыргызской коррупции, нежели на твёрдую и принципиальную борьбу.
Нынешний парламент даже к концу своего срока не совсем отчётливо представляет своё место в системе власти, свою роль в реформировании общества в переходной период. К тому же его полномочия значительно урезаны. Парламент не может бороться с коррупцией, поскольку внутри него присутствуют элементы коррупции.
Большинство населения в эти трудные времена выбрало путь страдания и пассивного существования, а не дорогу активного гражданского противодействия опасным для их же жизни явлениям. Люди в отчаянии организуют акции протеста, но их действия разобщены и у них нет новых настоящих лидеров.
В общественном мнении страны нет обстоятельного понимания о том, какую угрозу представляет коррупция для развития страны. Это странно, поскольку коррупция не новое явление. Опыт стран с минимальным уровнем коррупции показывает, что успешная борьба с коррупцией возможна в условиях развитого гражданского контроля за властью и наличия здоровой политической воли правящих кругов, поставивших себе целью установление твёрдого порядка во имя экономического роста страны. Доверие и уважение к власти со стороны населения - это мощнейший инструмент реформирования общества и бесценный капитал. Но, это бывает только в том случае, если люди, олицетворяющие власть, сами чисты и ответственны.
В Кыргызстане же лимит доверия к нынешней власти уже исчерпан. От этого факта никуда не денешься. У нас в борьбе с коррупцией надеются на административные способы и решительные действия правоохранительных органов. Но… исполнительная власть в Кыргызстане, по существу, не подконтрольна народу и закону. Последний референдум тому наглядное подтверждение. Правоохранительные органы полностью зависят от исполнительной власти и как показывает практика, верхушка, позабыв об общегосударственных и общенациональных интересах, взяв курс на обслуживание временных, сугубо корыстных интересов людей большой политической власти или влияния, сама коррумпируется и подвергает себя в будущем опасности.
Не зря некоторые бывшие страны социализма после обретения независимости провели серьёзное реформирование милиции. В Кыргызстане явно наметился опасный крен в сторону неоправданного усиления роли следственных органов. Те, кто проводит эту политику, должны помнить, что в истории не раз творцы системы подавления и террора становились её жертвами. Судебная система в целом не служит интересам общества. Есть немало хороших судей, но они, к сожалению, не норма, а исключение. Нарушения прав человека в Кыргызстане уже принимают угрожающий характер. Страна из-за незаконных действий властей теряет свой демократический имидж. Международная Хельсинская Федерация Прав Человека в своём годовом отчёте отмечает, что «события 1998 года, и в особенности октябрьский референдум, выявил попытку Президента Акаева и его правительства заставить замолчать критикующие голоса и таким образом достичь своих политических целей без общественного обсуждения». Авторитетная международная организация Фридом Хаус(Дом Свободы) тоже отмечает стремление к подавлению в нашей стране политических прав и гражданских свобод. Таким образом, серьёзные нарушения в области демократического устройства власти и пока ещё гражданская незрелость самого общества делают борьбу с коррупцией почти безуспешной. Борьба с коррупцией в Кыргызстане означает наскоки на малую коррупцию. А большая коррупция продолжает господствовать и подрывать устои общества.
Исходя из вышеизложенного, борьба с коррупцией может превратиться в способ борьбы с усиливающимся инакомыслием. Недовольство уже носит повсеместный характер и если власть выберет силовой метод борьбы, то она только ускорит свой трагический конец.События во многих странах, особенно в бывших диктаторских, и, самое главное, коренные изменения самих параметров развития человечества в конце ХХ1 века говорят о том, что стремление политических групп к обладанию и сохранению власти насильственными и полунасильственными способами и достижению криминального финансового могущества являются крайне опасными и толкают общества на путь кровавого гражданского столкновения. Политическое насилие вызывает только ответное насилие. К сожалению, люди во власти часто об этом забывают. Развитие глобальных информационных систем уже не даёт возможности долго и успешно манипулировать сознанием народа. Политики, не учитывающие это, в принципе обречены.
Коррупция – это абсолютное зло. Масштабы её есть индикатор уровня нашей ответственности. Главный в современной истории вопрос состоит в способности нашей нации мудро управлять своим независимым государством. А значить нынешнее поколение несёт особую ответственность.
В чём состоят наши базовые принципы? На каком фундаменте мы будем строить общество в следующем столетии? Готовы ли мы принять вызов ХХ1 века? Вот какие основательные вопросы стоят перед нами.Хотим мы или не хотим, но отвечать на них придётся. К сожалению, ни элита, ни общество пока ещё не осознают возможных последствий коррупции, болезни разлагающей общество изнутри. Вот только некоторые последствия:
-слом государственной системы управления и вопреки интересам народа подчинение её интересам только определенных политических групп,
-нравственное разложение общества и утеря общественных ценностей как приоритетов,
-распродажа и использование ресурсов страны в ущерб национальным интересам страны,
-потеря государством своей перспективы.
Проблему коррупции и борьбу с ней необходимо рассматривать в широком контексте, во взаимозависимости с такими ценностями как мир, стабильность, безопасность, демократия и свобода. Закономерно, что Норвегия, Дания, Канада, Новая Зеландия, Сингапур – страны с низким уровнем коррупции, стабильные и крепкие демократические общества. А Нигерия, Бангладеш, Камерун, Пакистан – наиболее коррумпированные, не случайно являются нестабильными, диктаторскими и авторитарными странами.
Кыргызстан должен выбрать надёжный путь, а не сомнительное будущее. Два столетия назад английский государственный деятель Эдмунд Бёрк говорил: «Свобода не может существовать долгое время в обществе, где процветает коррупция». Если коррупция будет усиливаться, то наше желание построить открытое и демократическое общество будет не более, чем иллюзией. Главное, мы серьёзно ограничим возможности наших граждан реализовать свой человеческий потенциал. Страны, которые стремятся к обеспечению равных возможностей - процветают, а там где этого лишены – многие останутся слаборазвитыми и в начале следующего столетия.
Не ищите виноватых кроме самих себя. Мы по разным причинам уже довели страну до этого состояния. У Белого Дома власти больше, чем надо, но ответственности никакой. Парламент пытается сформировать солидную законодательную базу против коррупции, но пока бессилен в борьбе против неё. Общество продолжает не верить в мощь обьединенных усилий и значимость гражданской ответственности. Наши болезни – это прежде всего следствие нашего образа мышления и жизни. Кто хочет выздороветь, тот будет действовать, а не ждать своего печального конца. Судьбу страны мы не можем и не должны отдавать в руки одного человека, одной семьи, одного политического круга. Каждый должен вспомнить о доле своей ответственности и уже начинать действовать.
Опубликована в газете «Асаба» в 1998 году
суббота, 27 октября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий