Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

среда, 4 мая 2011 г.

Продолжение темы от 23 апреля - Кыргызский перелом: 73% дефицита бюджета Кыргызстана в 2011 году финансируется за счет доноров.

Продолжение... Итак - что делать? Даже беглый обзор двух десятилетий стараний двух кыргызских президентов и более десятка правительств по развитию экономики говорит об отсутствии преемственности, неразборчивом отношении к наследию прошлого, и странных попытках непременно всё начать с чистого листа. Новые правители в обязательном порядке сваливают причины всех бед на предшественников, и мало думают о важных проблемах, и судьбоносных задачах. Системность еле прослеживается в деятельности правительств. Великий лидер Ли Куан Ю подходил к решению важных государственных проблем с точки зрения здравой логики - всё что работает поддерживал, что буксует заменял работающим. Так и кыргызскому политическому классу пора осознать необходимость системного подхода к государственным делам. Хорошо изучить предыдущий опыт, и все работающее продвигать. Понять причины провалов и ошибок. Кыргызстану прежде чем подписывать заявку о вступлении в Таможенный Союз, всё-таки надо изучить плюсы и минусы пребывания в ВТО. Это поможет понять глубоко состояние торговли, её потенциал, и перспективы развития. Это раскроет глаза правительству на производственный потенциал страны, экспортные возможности, поможет найти эффективный механизм государственного регулирования торгового баланса. Поэтому, предлагаю вашему вниманию некоторые соображения об этом. Эту тему я начинал разрабатывать совместно с коллегами в Секретариате СДПК в Жогорку Кенеше ещё в 2009 году, и по результатам мы провели слушания в парламенте, публичную презентацию для общественности, и отправили специальную записку в правительство с конкретными предложениями.

Какие выгоды получает Кыргызстан от членства в ВТО?

Во-первых, наш экспорт получил режим наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех 153 странах-членах ВТО. Если до вступления в ВТО Кыргызстану необходимо было заключать двусторонние соглашения с каждой страной, чтобы получить Режим Наибольшего Благоприятствования, то после вступления в ВТО он стал предоставляться автоматически.

В результате доля стран-членов ВТО в общем объеме экспорта КР увеличилась с 12,3% (1996) до 38,6% (2007), а без учета золота экспорт вырос практически с нуля (1996) до 213 млн. долл. (2007). Товарооборот со странами-членами ВТО в 2007 году составил 1326,2 млн. долл. и вырос в три раза (1996).

Значительно расширилось географическое распределение торговли республики с 98 стран мира в 1998 году до 120 в 2008 году. До вступления в ВТО 1996 году доля стран членов ВТО, в общем, товарообороте нашей республики составляла всего 30 процентов, в экспорте - 12 процентов, в импорте - 40 процентов. В 2008 годудоля стран в товарообороте составляла 44 процента, в экспорте - 44 процента и в импорте порядка 44 процентов.

В географической структуре внешней торговли Кыргызстана основными торговыми партнерами из стран СНГ в 2008 году являлись Россия (36 процента), Казахстан (11,3 процентов), Узбекистан (7,7 процентов). Из стран ВТО, основным торговым партнером страны выступает Китай (13 процентов), Швейцария (9,1 процента), Германия (5,6 процента), а также Япония, Турция, США, Франция, Корея и другие страны.

Во-вторых, Кыргызстан получил возможность ведения двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг со странами-претендентами ВТО, на которых может требовать от вступающей страны уступок для наших товаров и услуг, а также решать проблемы, возникшие в торговле с этой страной. Например, в ходе двусторонних переговоров с очень важным для нас торговым партнером – Китаем - Кыргызстан получил ряд значительных уступок для своих товаров (нулевые ставки таможенных пошлин на экспорт электроэнергии, цемент, ртуть, шерсть, стекло, шифер, трикотаж, сурьму, минеральную воду, лампы накаливания, электрооборудование, ковры и др.). На переговорах с Украиной удалось решить вопрос долга в межгосударственных расчетах, который стоял в повестке дня с 1993 года. В перспективе, пользуясь этим инструментом, мы можем решить в свою пользу проблемные вопросы, имеющиеся в торговле с Россией, Казахстаном, Узбекистаном.

В-третьих, со вступлением в ВТО США отменили по отношению к Кыргызстану поправку Джексона-Веника к разделу 4 закона о торговле и развитии США, где для наших товаров применялись таможенные пошлины, в 10 и более раз превышающие обычный тариф.

В-четвертых, мы получили более протекционистскую таможенную систему. Если до вступления в ВТО мы имели унифицированный таможенный тариф - 10% - на все виды товаров, то после вступления он стал дифференцированным. Например, после вступления в ВТО в целях защиты внутреннего рынка были увеличены таможенные пошлины на ввоз мяса (15%), овощей и фруктов, кроме цитрусовых, (20%), сахара (30%), текстиля (17,5%) и т.д.

В-пятых, гармонизация внутреннего торгового и налогового законодательства с правилами ВТО способствовала развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику республики. С 1998 по 2007 годы объем прямых иностранных инвестиций вырос более чем в три раза (с 136,3 до 436,8 млн. долл.).

Еще одним важным положительным моментом в рамках присоединения к ВТО является выполнение требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, что привело к отмене многих административных и технических барьеров, мешающих развитию производства, торговли и привлечению инвестиций.

Если бы Кыргызстан вступил в ВТО позднее своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана), то в результате двусторонних переговоров пришлось бы пойти на невыгодные для страны уступки.

Продолжение следует....

Комментариев нет: