Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

вторник, 19 апреля 2011 г.

Кыргызский перелом: Отношение к воде, знанию и здоровью

Следующие три коротких рассказа взяты из реальной жизни сегодняшнего Кыргызстана. Они составлены на основе рассказов соотечественников и обзора СМИ. Для того чтобы ещё раз удостовериться в правдивости повествований отправил их нескольким людям, хорошо знающим реальное положение в указанных сферах жизни кыргызского общества. Положение ещё более драматичнее, чем я предполагал первоначально. Это типичные картины. Это микрокосм.

Вода.

В одном из аилов на окраине Бишкека уже третий месяц нет питьевой воды. Через неделю отсутствия воды самые беспокойные жители новостройки решили выяснить что случилось и обратились в айыл окмоту. Понадобилась неделя для прояснения ситуации, но жители до сих пор в неведении, что реально случилось, кто виноват и как можно получить воду. Одни в местном самоуправлении утверждают, что положенные по проекту «Таза Суу» финансы украли бывшие местные начальники, исчезнувшие после смены режима, а другие считают всё дело в сокращении поступления воды из-за засухи, третьи во всём винят наладчиков водопроводной сети. Версии разные, а воды нет. От отчаяния, люди решили скинуться и дать взятку. Готовых взять взятку оказалось немало. Это взяткодателей смутило. Но, главное они не уверены, что получат воду таким образом. Перевесило мнение о том,ч то в Кыргызстане даже коррупция не эффективна – взятку возьмут, но проблему не решат. В этой новойстройке живёт разный народ, кроме горемычных простых людей, есть экс-чиновники высокого ранга двух кыргызских режимов, имеются даже члены нынешнего правительства. Кучкуются и проблему пытаются решить как раз-то не зажиточные, «безлошадные» жители. Они обращались к соседям чиновникам, но те отмахнулись и предпочитают возить воду на служебных машинах во флягах. Около новостройки текут бурные речки, сверху льют дожди, но воды нет. Видимо всем жителям всё-таки придется покупать фляги и тележки.

Знание.

Молодой аспирант с содроганием относился к своему научному руководителю. Много разных наставлений он услышал, и советов получил. В один из дней, этот человек, предпочитающий чтобы его называли «мударисом», т.е. учителем –наставником, после витиеватых, полных странных намёков рассуждений, заключил: «ты уже многое постиг, познал основы научного труда, и диссертация это лишь завершающая формальность». Когда аспирант с этим выводом не раздумывая согласился, мударис предложил ему готовую диссертацию и гарантированную защиту. Молодой соискатель ученой степени не знал что делать – то ли радоваться, то ли плакать. После очередного нудного распроса о родителях, их почему-то имущественном положении, мударис обьявил цену своей жертвы – 3 тысячи долларов США за диссертацию, 2 тысячи за защиту, и конечно банкет и прочие расходы. При этом он не преминул заметить, что это очень скромное вознаграждение за его неоценимые инвестиции в развитие молодого ученого, возможно будущей звезды отечественной науки.

Здоровье.

В больнице шел спор между двумя докторами. Вы подумаете о диагнозе, о методах лечения, или наконец о лекарственных препаратах. Нет. Шёл спор кому этот больной должен принадлежать, или точнее в чьей палате он должен лежать. А всё потому что больной является состоятельным человеком. Перехватить такого – это большая удача по нынешним трудным временам. Пока он лечиться его можно хорошо подоить. И спорящие знали, что каждый из них кому достанется этот больной, не упустит малейшего шанса довести больного до какой-нибудь операции или затяжного ухода за ним. Врачи потихоньку рассказывают про одного хирурга с громким именем, который стольким важным людям сделал «ненужные операции», и купается в море благодарности «спасенных им пациентов». Если можно корифеям медицины почему нельзя безвестным бедным врачам. Такова мораль. Ущербная.

Эти истории поддерживают взгляд о том, что на определенном этапе в обществе по каким-то основательным причинам самоограничение и мораль начинают эволюционно проигрывать аморальности и беспределу. Видимо это происходит в нашем, кыргызском обществе. Если это так и уже приобретает системный характер необходимо предотвратить полное разложение путем изменения морального вектора общества.

Комментариев нет: