Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

четверг, 14 апреля 2011 г.

Россия в раздумьях о своей политике в Центральной Азии. Продолжение темы.

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что «обсуждение в комитете Госдумы - не знак предстоящего разворота. Скорее, демонстрация, что РФ недовольна своей политикой в регионе. .. Многие ведомства воспринимают Среднюю Азию как единый конгломерат государств с небольшим различиями. Об этом говорилось много. Подобное восприятие региона признано вредным, не отвечающим реалиям. Он подчёркивает «за последние 3-4 года российская политика в Средней Азии сдала многие позиции. Все депутаты Госдумы в разной степени жесткости говорили, что Россия вела неверную политику и ее нужно менять. Но как это сделать? Четких, однозначных и не вызывающих критику методик я не услышал».

По его словам, на слушаниях озвучены три позиции. Часть выступающих предлагали радикальные меры вплоть до введения визового режима в отношении постсоветских стран, не входящих в Таможенный союз. Другие настаивали на взвешенном подходе. Его сторонники считают, что российская политика в регионе должна подкрепляться реальными ресурсами. Предлагалось копировать успешные образцы западного подхода к сотрудничеству со странами ЦА, ориентироваться на «мягкую силу» и формировать положительный имидж России. Третья группа склонялась к тому, что необходимо взять на вооружение опыт Китая и сконцентрироваться на конкретных проектах, чтобы «завоевать и удерживать влияние через экономические блоки». «В каждом втором выступлении упоминались события в арабском мире, - подчеркнул Андрей Грозин. - Выстраивались разные цепочки стран региона, в которых может произойти подобное. Чаще всего упоминались три республики - Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Все опасаются повторения экономического кризиса, который станет катализатором всех неприятных процессов и ухудшит ситуацию в регионе».

Некоторое внимание было уделено Кыргызстану в связи с его трудным положением. Российский эксперт Сергей Михеев уверен, что «российская политика по отношению к Кыргызстану будет более прагматичной, жесткой и меркантильной». «Бесконечная раздача слонов без обратной связи долго продолжаться не может», - подчеркнул он. По его словам версии о том, что российское руководство проявляет недовольство кыргызскими партнерами в связи с тем, что официальный Бишкек не выполняет взятые на себя обязательства, верны. «Это, конечно, так, - сказал он. - И началось недовольство гораздо раньше - еще во время президентства Курманбека Бакиева». «Печально то, что власть в Кыргызстане меняется, а политика остается прежней, - подчеркнул российский эксперт. - Руководство КР хочет получать помощь, но выполнять обещания не желает, хотя щедро их раздает».

В июне 2010 года на саммите ШОС в Ташкенте президент Дмитрий Медведев изложил условия помощи Кыргызстану. См. в видео сюжете НТВ.

На слушаниях в Госдуме, Госнарконтроль и Федеральная миграционная служба России выступают против безвизового режима с Кыргызстаном. Как отмечается, российские ведомства предлагают ввести дополнительный паспортный контроль для гостей из Центральной Азии или вовсе отменить безвизовый режим. Инициатива нашла поддержку у депутатов. «России следует полностью пересмотреть политику в регионе Центральной Азии, исходя из соображений национальной безопасности», - практически единогласно заявили представители силовых ведомств и депутаты Госдумы на закрытых парламентских слушаниях в Госдуме. Представители ФСКН и ФМС выступили против сохранения безвизового режима России не только с КР, но и с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном, рассказал депутат «Единой России» из Комитета по странам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. «Если бы журналисты слышали выступления сотрудников ФМС и ФСКН, то всем стало бы ясно, что проблемы очень серьезные. Представитель ФСКН заявил, что безвизовый режим мешает борьбе с наркотрафиком, тем более что власти перечисленных стран под различными предлогами уклоняются от этой борьбы, так как сами являются заинтересованными сторонами», - считает Затулин.

Второй значимой темой на закрытых слушаниях стала проблема потери политического влияния России в Средней Азии и провала политики его усиления через денежные вливания в экономику стран этого региона. Выступающие ставили в пример России политические методы Госдепа США.«Обратите внимание: США вкладывают деньги в собственные структуры, работающие на территории других стран на национальные интересы Штатов, а мы просто отдаем деньги в бюджет других государств, - указал Багдасаров на несостоятельность российской политики в Центральной Азии. - Инвестиции в социальную составляющую экономики данных стран дают большую нагрузку на российский бюджет, не давая при этом никакой зримой выгоды или роста влияния России в регионе».

Депутат Константин Затулин призвал отказаться от прямых денежных вливаний и прямой поддержки того или иного режима в Средней Азии, приводящих к излишней персонификации отношений. «Что касается госсредств, то они должны тратиться очень выборочно. Мы не должны чего-либо дарить, надо ставить условия, на которых мы готовы на некоторые финансовые траты», - сказал депутат.


Комментариев нет: