Кыргызстан ожидают сложнейшие времена. Без внешней финансовой помощи, причём существенной, а также её рачительного и эффективного использования для восстановления Оша и Джалал-Абада, оказания помощи людям в налаживании мирного труда, страна может не выжить. Сейчас не выборы главное, а политика по приведению страны в нормальное состояние. Мировой Банк пригласил меня в Вашингтон для изложения моего видения о конфликте на юге Кыргызстане, в Ферганской Долине, и мерах, могущих быть востребованными как самые необходимые. Суть моих предложений на этом семинаре сводилась к следующим предложениям:
- Реализация Программы под условным названием "Мир и Доверие". Важно вовлечь кыргызов и узбеков в составление этой программы, и её осуществление. Народы разделены, доверия нет, масса взаимных обвинений. Только совместная работа может дать шанс, способствовать постепенному сближению, и помочь медленно, с большим трудом, но залечивать раны. Это программа важна для реалистичного понимания проблемы и принятия адекватных мер. Я настаиваю на более глубоком и профессиональном отношении к делу. Необходимо бросить привычку замазывать, поверхностно рассматривать и забалтывать проблемы. Провокаторам удалось столкнуть два народа, потому что реальные проблемы в отношениях между ними рассматривались в формально-плакатном и банальном виде, и никогда не решались по настоящему. Конфликтный потенциал накапливался годами. Только за последние 15 лет произошло более 20 серьезных конфликтов между разными этническими группами в Ферганской Долине, из-за земли, воды и ресурсов. Открыли кыргызско-узбекские университеты, но мало внимания обращали на содержание образования и повальную коррупцию. Здоровая кадровая политика была подменена искусственным продвижением гутапперчевых узбекских лидеров, которые были оторваны от реальных нужд узбекского населения, как по наследству переходили от Акаева к Бакиеву, в то время как открывалась дорога для опасных лидеров. Почти не обращалось внимания на сближение интересов двух народов, строящих одно государство, и кыргызские правительства не имели эффективную политику интеграции узбеков в государственное строительство. Разве кыргызское правительство смогло понять и поддержать высокий порыв таких узбеков как Алишер Саипов, который сказал публично: "Я горжусь, что моя Родина Кыргызстан"? Кыргызстан может стать успешным государством только в результате совместного труда всех народов и глубокого взаимоуважения. Нельзя стать свободным, попирая права других. Людям нужны прежде всего безопасность, благополучие на основе труда, возможности для счастливой жизни. Хлеб и песни. Это узколобые политики ведут народы в пропасть под надуманными лозунгами. У меня есть опасение, что опять проэксплуатировав традиционные методы -"собрание аксакалов, сходы примерения, клятвы на святых вещах", которые сглаживают, но совсем не решают проблемы, опять забудут глубинные причины. А они как бомбы замедленного действия будут ждать своего часа.
- Начать международное расследование событий. Важно попытаться узнать кто, как и с какой целью организовал эти кровавые события. На мой взгляд, несмотря на жестокие столкновения между представителями кыргызов и узбеков, это была масштабная провокация с целью столкнуть два государства - Кыргызстан и Узбекистан. Кто это сделал обладают большими возможностями, и скорей всего использовали некоторых членов семьи экс-президента. Слив записей телефонных разговоров был не случайным. Кыргызстану важно обратиться к международным организациям - ОБСЕ к примеру за помощью. Правительства и спецслужбы соседних стран, скорей всего обладают информацией о истинных провокаторах этнической бойни, но пока предпочитают молчать. Это повод для размышлений.
- Начало политики под названием "Свобода от страха". По сведениям с мест, множество людей запугано, действия милиции и военных Кыргызстана вышли далеко за пределы дозволенного. Поэтому следует предпринимать жесткие меры для соблюдения законности и гуманизма. Несмотря на коллосальную деградацию так называемых силовых структур следует всё-таки делать всё, чтобы прекратить дискриминацию по национальному признаку, в данном случае узбеков. Кыргызам жить вместе с узбеками, то что случилось - страшнее урока трудно представить. Поэтому кыргызам как титульной нации, как народу, давшему название страны важно смотреть на вещи с точки зрения исторической перспективы. К сожалению, некоторые используют события для насаждения национализма. Это тупик и трагедия. Прежде всего для кыргызского народа. Надо делать всё для примирения. А оно может состояться только при понимании боли и страданий человека вне зависимости от национальной принадлежности. За 20 лет две страшные трагедии. Другого пути как мирно искать баланс интересов и уважать друг друга нет.
- Инициирование програмы "Жилье и Здоровье". Создали орган по восстановлению двух разрушенных городов. Это хорошо. Но недостаточно. Важно, чтобы представители кыргызов, узбеков, русских и всех других народов страны совместно сформировали план-программу по восстановлению разрушенного и создавали условия для реабилитации всех пострадавших. Одни органы здравоохранения здесь не справятся, необходимы усилия многих организаций, как "Врачи без границ" и т.д. Многие международные организации, имеющие богатый опыт по оказанию помощи, пострадавшим во время конфликтов готовы прийти на помощь. Надо хорошо работать с ними и координировать их действия с правительством и местными органами власти.
- Политическое очищение. Конфликт стал возможным из-за корыстной, преступной и предельно глупой политики ряда деятелей из кыргызской и узбекской политической среды. Они принесли людей в жертву своим амбициям. Их преступные действия после государственного переворота 7 апреля создали предпосылки для столкновений на межнациональной почве. Надо политическую арену Кыргызстана окончательно очистить от них. Иначе доверие не придет. Безнаказанность - это благодатная почва для конфликтов и хаоса. Мало того что они окунули страну в омут крови, они ещё готовятся к выборам. Государственные структуры юга и всего Кыргызстана напичканы бандитами, проходимцами и люмпенами. Пожалуй это самая сложная задача для решения. Но,её надо начинать решать. После референдума уже не на что ссылаться. После 90% поддержки продолжать ходить в обнимку с бандитами значить совершать государственное преступление. Вопрос стоит ребром: или в Кыргызстане появится здоровое ядро власти, или власть окончательно перейдет в руки бандитам. Пока шанс есть на лучшие перемены.
Перед государством стоит ещё одна наисерьезнейшая задача - Помочь молодежи встать на правильный путь. Речь идёт о той, к сожалению, большей части молодежи, которая из-за того, что их государство бросило на произвол судьбы вандализировалась. Родители их или уехали на заработки или бросили, они остались вне нормальной школы, вне нормального образования, превратились в озлобленных люмпенов, движимые инстинктом мести и социальной зависти. Любая популистская политика в отношении молодых только усугубит проблему. Молодежи не Министерство молодежи нужно в первую очередь, а реальная забота и работающая молодежная политика. Это питание, воспитание,образование и возможность зарабатывать.
Это требует финансов в первую очередь. Поэтому надо эффективно работать с донорами, и очень ответственно относиться к каждому центу внешней помощи. Кыргызстану, где уже два десятилетия хозяйничают воры доверия почти нет. Пора это понять и всё таки надо учиться жить честно. Приоритет ныне восстановление страны и её экономики. Не выборы. Тем более что подготовка к выборам многих кандидатов, как это было, похожа на борьбу за свою долю в казне государства.
среда, 7 июля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий