Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

понедельник, 31 мая 2010 г.

Не Воровать, Не Обманывать, Не Продвигать своих близких.

Интервью с корреспондентом iwp.net Ильей Лукашовым lukash.jurn@gmail.com

1.В записях своего блога Вы часто упоминаете о необходимости изменять Кыргызстан, что очень хорошо показала вторая за последние пять лет революция. Какие конкретно, на Ваш взгляд, шаги или меры помогут вернуть страну к поступательному развитию, вырвав из постреволюционного хаоса?

Б.Б. Положение нашей страны настолько трагично, что только высокодуховное,если хотите святое отношение может спасти её. Сейчас народ в разорванном раздробленном состоянии. Много крови пролилось. Большинство людей не верят уже никакой власти. Вытянуть страну из омута безнадежности очень сложно. Маятник разрушения был запущен с такой силой, что не скоро остановится. Поэтому чтобы вернуть страну в нормальное русло необходимо всем, кто во власти от айыл-окмоту до главы временного правительства, снизу доверху: Не Воровать, Не Обманывать, Не Продвигать своих близких. Это требование. Это условие возвращения доверия. Необходимо мессианское отношение лидеров к своей роли. В разваленной России многие пошли за большевиками потому что среди них было много бессребренников, истинных борцов за народное счастье. В истории, народы следовали за мессиями, потому что они были чистыми и честными. Десятилетия развала и упадка преодолеваются только высоким духовным напряжением лидеров и сверхусилиями народа. Надо чтобы гражданский энтузиазм соединился с честным и профессиональным лидерством, чтобы мучительные надежды народа нашли опору в высокодуховном отношении лидеров. Если этого не произойдет, и люди будут обмануты властью, то нас ждет страшный разлом общества.
Кыргызстанскому обществу необходима профессиональная власть. Государственные вопросы становятся настолько сложными и запутанными что без опыта и знаний классных специалистов не обойтись. Полагаться только на нынешних политиков опасно. В этом уже убеждаются люди.
Посудите сами. Политические круги страны за 20 лет, кроме неуёмной жажды власти и богатств ничему цивилизованному в политической практике так и не научились. Они показали свою неспособность к позитивному политическому сотрудничеству и созидательной деятельности во имя истинных интересов государства. Никаких революций, т.е. кардинальных перемен во взглядах, а также в составе руководящих кадров не произошло. Вместо этого были два государственных переворота в котором участвовали одни и те же политики. Коррупционные скандалы в новой власти это не случайность, это закономерность. И сегодня та же кыргызская плуто-крептократия во власти борется за лучшие сферы влияния. Кыргызы показали свою способность свергать тиранов, но их политики умения строить устойчивое государство не продемонстрировали. Это первый вывод.
Второй вывод состоит в том, что за 20 лет не сформировалась новая национальная элита, которая ответственно и по-новому мобилизовала бы весь народ на строительство нового государства. Вместо прогрессивной национальной элиты есть враждующая разрушающая страну масса политиков. К сожалению, уже третье десятилетие страна живет по правилам, навязанным коррумпированными политиками и разного рода популистами. Они манипулируют народом как хотят.
Государство строится на основе законности, прогресса и доверия между властью и народом. Поэтому стране необходимы политики – государственники, т.е. те, кто ставит интересы строительства государства выше личных, групповых, партийных и регионалистских интересов. Только такие политики смогут удержать государство от полного развала.
Главное течение политической жизни на протяжении 20 лет определяют политические актеры с родимыми пятнами феодализма и разрушительной энергией. Поэтому нет поступательного развития. Сейчас появился небольшой шанс встать на правильный путь. Но, чтобы использовать шанс нужны новые подходы и больше новых людей в политике.
А их мало, поскольку в стране нет стабилизирующих механизмов, настоящей политической конкуренции и инновационных структур, ограждающих общество от негативных тенденций и поставляющих в политику свежую струю в лице новых людей с новым мышлением. Национальная интеллигенция вообще потерялась. Писатели, поэты, художники, музыканты плетутся вслед за полуобразованными и полуграмотными политиками, в то время как должно быть наоборот. Сбалансированной свободной прессы нет. Необходимо взяться по-серьезному за образование людей и развитие культуры. Образование и культура играют решающую роль в экономическом и политическом развитии. Давно пора это понять.


2.Сейчас модно говорить об обновлении управленческих кадров: то хотят молодежь продвигать во власть, то женщин, то выходцев из малоимущих слоев населения, то просто… новые лица. Возможно ли в Кыргызстане вообще создать прозрачную систему формирования и отбора кадров, которые будут управлять страной? С чего можно было бы начать в этом направлении?

Б.Б. Возможно. Было бы желание, понимание, умение и старание. Начать надо с бережного отношения к своей стране и её гражданам. Это фундамент на котором можно решить постепенно все самые сложные проблемы. Вместе с тем, полагаю, что надо адекватно оценивать состояние и перспективы государственного управления. Не заниматься популизмом. В кыргызской власти были все: и молодежь, и женщины, богатые, сирые и убогие. Все были. Ну и что? Главное-то не в этом.
Страна стоит перед полным цивилизационным провалом. Из-за развала СССР советская модернизация не завершилась в Кыргызстане. Удержать кыргызское общество на пути модернизации, и дать импульс инновационному развитию не удалось. Не нашлось такой силы. Поэтому отсталое традиционалистское архаичное общество заняло все позиции и загоняет государство на обочину современного мира. Однако, решение основных проблем Кыргызстана возможно только на пути инновационного развития. Поэтому необходимо сосредоточиться на поиске финансовых, технических, и человеческих ресурсов для модернизации. В стране сложились очень тревожные тенденции.
Во-первых, в Кыргызстане нет нормальной системы государственного управления. Советскую бюрократию уничтожили, а новую аполитичную бюрократию не сформировали. Во-вторых, кадровый потенциал очень бедный.У нас меняется режим и меняются кадры снизу доверху. Кадры надо беречь и заботиться о воспитании национальной бюрократии. Система обучения и подготовки госслужащих слабая и коррумпированая. Потому необходимо создать качественное образование для развития госуправления. Также следует найти разумные пути вовлечения образованных подготовленных кыргызстанцев, добившихся успеха на глобальном уровне и состоявшихся как профессионалы- менеджеры на конкурентных рынках стран Запада, Китая и России. Это должно стать одной из главных задач национальной политики. Это ключ к решению проблемы. Без модернистов-технократов вытащить страну на современный уровень развития невозможно. Турция, Малайзия,Сингапур, Индия, Южная Корея,Тайвань, Китай испытали на себе сильное воздействие волны таких кадров. Успех соседнего Казахстана тоже обьясняется действиями технократов. Россия строит Сколково чтобы вырастить новое поколение продвинутых менеджеров.
В-третьих, у нас борьба за портфели сровни психической болезни. Многие просто больны портфелеманией. Это стало частью национального менталитета, где перемешаны регионалистские, трайбалистские интересы и кровно-родственные предрассудки. Во власть стремятся ,за власть цепляются, с тем чтобы воровать и насытить своё тщеславие. И при этом, прикрываясь правильными словами. От этой болезни надо избавляться.
В-четвёртых, идёт передел политического поля и сфер влияния. В таких условиях сформировать желаемую кадровую политику почти невозможно. Тем более, что передел осуществляется политиками от которых ждать нового не следует. В любом случае их «новые взгляды будут через старые щели».
С точки зрения Realpolitik, в наличии у нас две политические реальности. Это народ, живущий лучшими ожиданиями. И временное правительство, которое много обещает. Таким образом, можно положиться на это правительство с расчетом, что оно сформирует желаемую кадровую политику. Что маловероятно. А значить, одна надежда только на гражданскую активность и сознательность населения. Возможно, на этой основе и появится новая волна политиков. Хотя шансы невелики, тем не менее необходимо стремиться изменить ситуацию к лучшему. Люди с новыми идеями и задачами найдутся, нужно чтобы их поддержало общество.
Также нельзя исключать полное переформатирование власти в результате прихода к власти иной политической силы в результате открытого установления внешнего управления над Кыргызстаном. Условия для этого создаются.

3. Неспособность и даже нежелание властей Кыргызстана обеспечивать права и свободы человека и гражданина всегда была очевидна и являлась темой для бесконечных конфликтов и дискуссий. Почему ни одно правительство так и не достигло прогресса в этом направлении? Возможно ли это вообще и какие условия нужно для этого создать?
Б.Б. Современная история мира говорит об одном таком условии - это развитие демократии. Ответственное и уважительное отношение к правам и свободам людей возможно лишь при зрелом плюралистическом обществе. Кыргызстанцам необходимо делать конкретные усилия по развитию демократических институтов и тогда будет формироваться политическая культура, незыблимой основой которой будет уважение прав и свобод гражданина.
Если правительства не уважают людей, значить состояние народа это позволяет.
Приведу вам строки из письма одного нашего соотечественника: «В свете недавних событий в нашей стране, ...общаясь со своими родственниками, жителями регионов, я еще раз убедился в том, что проблема не в Бакиеве. Мы сами сотворили его. Бакиев – продукт наших общественных ценностей, менталитета, межличностных отношений и позиций. Была бы проблема только в Бакиеве, все было бы намного легче». Раз два президента, десятки премьер-министров, сотни министров предстали в очень неприглядном виде, надо полагать, что проблема кроется в другом. Вопрос в том, во что верят люди, и кому они поклоняются. История говорит, что заблудшие народы становятся жертвами проходимцев.
Увы, это суровая реальность, кыргызской власти чужды государственники с демократическими ценностями. Потому уважение разнообразия мнений, стремление к позитивным отношениям со своими оппонентами, гуманное отношение к проблемам людей, не были принципами деятельности ни одного из кыргызских правительств. В кыргызской власти востребованы коррупционеры, мракобесы, приспособленцы, и временшики.

4. Реформу МВД в Кыргызстане только при финансировании ОБСЕ «осуществляют» аж с 2002 года. Однако, в результате «реализации» многомиллионных грантов только пишутся все новые и новые увесистые тома рекомендаций и концепций, а проблемы только обостряются: пытки, коррупция, закрытость, неэффективность обеспечения общественного порядка и прочее. Сейчас МВД, в стремлении отчитаться за очередной «проеденные» грант, инициировало рассмотрение «Закона о полиции», которое, в сущности, просто меняет название структуры, оставляя без изменения сущность. Существуют ли, на Ваш взгляд, меры или шаги, которые помогут реально реформировать главный силовой блок страны и сделать его похожим на одну из цивилизованных европейских стран?
Б.Б. МВД как структура власти болеет теми же болезнями что и всё государственное управление, да, и общество в целом. Милиция и все силовые структуры сейчас в глубоко деморализованном состоянии. И выйти из этого будет очень трудно и не скоро это произойдет. Все силовики от рядового до генерала поняли, что государство в лице президентов, правительств использовав их, бросает на произвол судьбы. Также они поняли, что приказы лучше не исполнять. Остановить это брожение и восстановить дисциплину очень трудно. Кто это сделает?
Теперь о внешней помощи. Дело в том, что цели у ОБСЕ и кыргызского руководства были разные и в итоге результат оказался трагическим. Внешняя помощь была бы полезной в том случае, если правительство имело твёрдую цель сделать МВД опорой безопасности страны и граждан. Истинной целью двух президентов было не реформирование МВД, а превращение в сторожевого пса собственного режима. В итоге МДВ стало псарней кыргызских президентов и их семей. У меня были встречи с главой миссии ОБСЕ в Кыргызстане господином Андре Тесорьером по этому вопросу и я настойчиво рекомендовал ему обратить внимание на истинные цели своего кыргызского партнера – правительство КР и результаты реформ. Милицеских начальников и Генеральных прокуроров я неоднократно предупреждал от прямого незаконного вмешательства в политику и просил заниматься сугубо своими профессиональными делами,за что М.Суталинов грозил меня уничтожить. Лучше бы послушался.
Надо быть реалистами - изменить ситуацию в МВД в лучшую сторону трудно. Изменения в лучшую сторону возможны только в случае выхода из кризисного состояния всего общества и позитивного изменения природы кыргызской власти.
И тогда может наступить очередь реальных реформ в МВД и всём силовом блоке. А реальные реформы должны преследовать следующие цели: создать компактные эффективные силовые структуры соответствуюшие национальным интересам и адекватные настоящим и будущим угрозам и вызовам; отстранить силы безопасности от участия в политической борьбе и строго обеспечивать порядок и безопасность граждан; материальное и социальное положение сотрудников сил правопорядка должно дать им чувство уверенности за себя и свои семьи; исполнение приказов по обеспечению порядка должно стать незыблимым. Это трудно, но можно осуществить.
Возможно с положительными переменами в обществе будет постепенно менятся и милиция. В некоторых постсоветских странах, распустили всю милицию и набрали заново. Без этой меры в Кыргызстане не обойтись.

5. Планируете ли Вы возвращаться в Кыргызстан в ближайшее время или вообще или продолжать свою политическую карьеру каким-то иным способом?
Б.Б. Политическая жизнь Кыргызстана вступила в самую сложную и опасную фазу. Для всех работа и забот найдется.

Комментариев нет: