Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

пятница, 2 апреля 2010 г.

Политика Кремля - держать в зоне.


Две недели российские СМИ атаковали кыргызский режим, разоблачая его коррумпированную сущность, семейственность и ошибки во внутренней и внешней политике. Об этом было известно российским кругам давно, но тотальность информационной атаки свидетельствует о масштабах контролируемости СМИ Кремлем. В 2008 – 2009 годах, я беседовал со многими российскими журналистами о положении дел в Кыргызстане и Центральной Азии. Тогда, несмотря на очевидные факты о коррупции и криминализации они предпочитали обходить стороной острые темы, учитывая возможно негативную реакцию Кремля. А теперь эту атаку заказал Кремль. Информационное давление понадобилась для того, чтобы сделать кыргызский режим более сговорчивым и даже не думающим о выходе, как сказал президент России Д.Медведев из зоны «привилегированных интересов Российской Федерации». Во время визита премьер-министра С.Иванова в Ташкент была продемонстрирована жесткая поддержка Москвой Ташкента в вопросе распределения водно-энергетических ресурсов и строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС. Конфликт между странами перешел в новую фазу.

Москва в информационно-политическом давлении использует все возможности – экспертов, соратников кыргызского экс-президента и его самого, разноплановую кыргызскую оппозицию. Интересы Москвы и всех противников Бакиева в Кыргызстане на данном этапе совпали. Но, это не означает, что Кремль будет работать над сменой режима в Кыргызстане. Во-первых, кремлевский и кыргызский режимы это близнецы братья. По сути, целям и задачам. Политике и приемам. Это антидемократические, авторитарные, неэффективные политические конструкции. Менталитет примерно одинаковый – ортодоксально советский сталинистский. Поэтому по-родственному они договорятся. Во-вторых, смена режима для Кремля это слишком рискованное мероприятие. Последствия могут обернутся большими проблемами для Кремля. Поэтому, тактика Москвы состоит в усилении внешних и внутренних инструментов давления на режим Бакиева до достижения цели. Но не более того. При этом Москва, пользуясь моментом будет продолжать укреплять фанатично пропутинское лобби в Кыргызстане. Улучив момент, некоторые кыргызские политики стараются предстать даже более пророссийскими, и антизападными и антиамериканскими, чем сам Путин."Орус менен дос болсоң, Америкадан алыс жүр..." (Друг русского должен держаться подальше от Америки) Это именно пропутинское лобби, а не пророссийское, поскольку эта среда поддерживает неоимперские амбиции и безразлична к демократической России. По мировоззрению это фанатики холодной войны.

Как и ожидалось последовала прощупывание позиций. 29 марта в Бишкек прибыл генсек ОДКБ Николай Бордюжа, который заявил журналистам, что идет согласование проекта по созданию объединенной военной базы России на территории Кыргызстана. При этом он подчеркнул, что российская авиабаза «Кант» продолжит обеспечивать воздушное прикрытие в рамках ОДКБ. Торг начался по-новому и завершится по-старому.

Действия Кремля за последнее время воочию показали, что у неё нет просчитанной и сбалансированной стратегии в отношении Центральной Азии. В этом случае, она показала себя большой страной с мелкими повадками. Как подметила Юлия Латынина о нынешней России «...от этой Византии попахивает Гаити». В 2009 году, ввязываясь в участие на сооружение Камбарата и подписывая финансово-кредитное соглашение с Кыргызстаном, российское руководство конечно же знало о негативной реакции Узбекистана и Казахстана. Знало, но намеренно шло на это. Потому что преследовало одну короткую цель – убрать руками кыргызского руководства американскую базу, при этом заверяя США и Запад о своём партнерстве. Не случайно президент все высокие официальные лица правительства России подчёркивали, что решение о выводе авиабазы Манас «это суверенное решение Киргизии». Тогда кыргызскому президенту была отведена роль мелкого пакостника, которую он сыграл убедительно. Но, кыргызский правитель увидев внутреннюю кухню Кремля, решил на каком-то этапе проявить всерьез свою суверенность. И поступил подобным же образом – лукаво, мягко говоря. Психологически надломившись от пережитого весной 2009 года в Москве унижения, он не перестает после этого убеждать себя в том, что он равноправный партнер на международной арене. От этого личного синдрома ныне страдает вся конструкция внешней политики Кыргызстана, которая строится на опасной для такой страны, как Кыргызстан формуле «либо – либо».

Императрицу Екатерину называли «богоподобной царевной Киргиз-Кайсацкой орды». Власть над Средней Азией для России всегда была , есть и будет приоритетной задачей. Самым лучшим решением этой задачи будет укрепление роли России как прогрессивной силы. Демократическая и динамично развивающаяся Россия может изменить весь облик Евразии в лучшую сторону. Величие России в прогрессивных идеях и талантливых людях. Россия может создать зоны своих привилегированных интересов на постсоветском пространстве не силой оружия и давления, а позитивным примером и богатой культурой. Но, страна, погрязшая в коррупции, чекистском произволе, расизме и фашизме, с отсталой экономикой и вредным авторитаризмом не может быть центром гравитации. Путинстан и величие России две разные вещи. Это уже начинают понимать многие россияне. Поэтому от Москвы до Владивостока не спокойно.

Российская информатака на кыргызский режим позволила кыргызской оппозиции на время преодолеть информационную блокаду. Но, цели и задачи демократического Кыргызстана и путинского режима принципиально различаются. Для демократии на постсоветском пространстве наступил ледниковый период с укреплением авторитарной власти в России. Правящим кругам в Кыргызстане после 2005 года ничего не надо было придумывать нового для борьбы с свободой и правами граждан. Они с точностью до буквы переняли все законопроекты, полититехнологии, методы и приемы путинской власти по уничтожению демократизации. (Более подробно об этом читайте в следующей заметке...)

За демократический и свободный Кыргызстан надо бороться с демократами России. А не строить иллюзии, надеясь на кремлевских технологов и ястребов. У них иные интересы.

Комментариев нет: