Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

среда, 18 ноября 2009 г.

Бектур С. Бакиев обьявил о своих реформах, начал с государственной власти. Ваше мнение об этом?

Б.Б. Цель Бакиева и реальные интересы народа, на мой взгляд, две абсолютно разные вещи.

Уровень кыргызского ВВП сейчас не достиг уровня 1990 года. Но зато, за 19 лет в Кыргызстане много раз меняли структуру государственного управления и сменились десятки правительств. И что из этого? Крылов в своей басне «Квартет» и Оруэлл в повести «Скотный двор» давно всё это описали и дали ответ. Не случайно, мировые информагентства и большинство экспертов по Центральной Азии вообще проигнорировали то, что происходит в пирамиде власти Кыргызстана. Очевидно же, это очередное политическое козлодрание во власти Кыргызстана. Закончилось тем, что тушу козла бросили у ног наследника. Что есть то и бросили.


У нас был шанс постепенно стать современной страной. Чтобы этот шанс не упустить надо было обратить внимание на главные проблемы и задачи нации. В ХХ веке кыргызы испытали опыт модернизации – Советская власть вытащила нацию на уровень достижений века. По сравнению с кыргызами сопредельных стран, кыргызы в СССР стали современной нацией, живущей по велению культуры того времени и законам одной из господствующих идеологий в ХХ веке. После развала СССР у кыргызов было два выбора: либо пойти дальше по пути модернизации, в сторону демократии или стать на путь псевдонационалистической деспотии среднеазиатского типа. Национальная элита выбрала второй путь – разрушает завоевания социализма и ведёт народ в деспотию, т.е. назад, в прошлое. Именно поэтому утверждается, что у стран Центральной Азии нет ясной и разумной стратегии развития. Истинные национальные задачи не решаются, а национальные цели не достигаются. Кыргызстан присваивает та группа бюрократов, которая в данный момент находится у власти. Её цель нажиться за счёт эксплуатации народа, прикрывшись обманом и разделением людей по разным признакам. Так будет продолжатся до тех пор, пока не изменится мировоззрение самого народа и его менталитет. Большинство народа, пока, к сожалению, не считает приоритетом строительство демократии. Национальная элита живёт реалиями прошлого века и неудивительно, что требования сильной руки выдвигаются её представителями. Поэтому мы можем сделать вывод о важности очень ответственного отношения к историческим шансам. В основе упушенных возможностей лежит неспособность национальной элиты приспособить свою страну к требованиям времени. Я не перестаю восхищаться старанием китайцев и корейцев учиться у Запада самому лучшему. Поэтому они стремительно двигаются вперед, повышая своё благосостояние. А какие заявления делают кыргызские высокие чиновники в 2010 году, когда прошло 20 лет после холодной войны? Так на современный мир могут реагировать только троглодиты. Надо укреплять отношения со всеми и перестать всё время оглядываться на Кремль. Нынешней кремлёвской администрации Кыргызстан нужен только как площадка для реализации геополитических амбиций.


Главные вопросы нации должны находиться в сфере его здоровья, образования, т.е необходимо заботиться о реальном потенциале страны. Мудрые стратегии и программы разрабатываются и претворяются здоровыми людьми с ясным умом. Поэтому голова государства должна болеть о том, что более 270,6 тысяч населения Кыргызстана, особенно в сельской местности, не имеют физического доступа к врачу. В стране высокая материнская смертность, большинство малых детей страдают от недоедания, анемии, инфекционных заболеваний. Лидерами молодежи в спорте, бизнесе и политике являются криминальные люди. Трудоспособная молодежь имеет весьма ограниченные возможности в стране и поэтому вынуждена эмигрировать. А получившая отличное образование за рубежом молодежь не востребована. Почему тысячи наших молодых соотечественников - бизнесмены, специалисты, ученые, делающие успешные карьеры на развитых высококонкурентных рынках не хотят ехать домой? Только из-за денег? Если они делают деньги там, почему не могут в Кыргызстане? Не хотят ехать в страну, где хозяйничают тени прошлого. Прогрессивная власть всегда притягивает предприимчивых амбициозных людей. Как в Сингапуре, к примеру. Надо чтобы такие мотивы были в Кыргызстане. Отец сингапурского экономического чуда говорил, что с безнадёжной ( no hopers) молодежью нет будущего у страны.

Правительство наконец должно дать ясный ответ на вопрос –какое высшее образование необходимо Кыргызстану для его роста? Кадровый потенциал таков, что он не в состоянии даже поддерживать остатки былой советской инфраструктуры. Подавляющее большинство выпускников местных университетов не пригодны к здоровой конкурентной среде и полагаются на национальные традиции непотизма. А лучшие специалисты предпочитают уезжать из страны. Трудно говорить о светлых перспективах страны, в которую приходят необразованые и неквалифицированные люди, но тысячами покидают квалифицированные специалисты. Стране нужны современные гибкие свободные модели высшего образования. Надо ликвидировать коррупцию в университетах и создать атмосферу ответственности молодежи за свою судьбу. А это возможно только в условиях свободы и демократии. Десятки миллионов людей со всего света предпочитают учиться в западных, в особенности американских университетах, вести исследования и получать ученые степени, проходить практику. И что Министерство образования Кыргызстана и пару человек в правительстве, которые навязывают странные подходы к образованию умнее этих десятков миллионов людей? Недавно высокопоставленные чиновники Китая сделали презентацию своей страны в одном знаменитом американском университете. Цель их создать нечто подобное у себя. А что в это время делают наши чиновники?


Надо определить чёткие задачи в сфере развития новой экономики и предпринимательства. Проведите эксперимент – постарайтесь привести в систему по законам формальной логики рассуждения больших чиновников, отвечающих за экономику и посмотрите что получится. Шарлатанство. Недавно повышением тарифов правительство перечеркнуло свои же решения. Есть Национальная Энергетическая Программа на 2008 – 2010 годы. Я внимательно изучал состояние энергетики и многое помню. Так вот там говорилось о необходимости разработки методологии расчёта и установления тарифов. Я, как лидер фракции требовал, чтобы эту методологию обсудили в парламенте со специалистами. А что получилось? Бросили тарифы на стол депутатов, а те и проголосовали. Без методологии! Правительство мазохистски издевается над Жогорку Кенешом. Вот таким образом бакиевская власть принимает решения.


Народ нуждается в ясном понимании того, как и когда страна сможет самостоятельно держаться на плаву и даже двигаться вперед без внешней финансовой помощи. Следует прекратить практику, когда правительства игнорируют тот факт, что Кыргызстан экономически и финансово несостоятельное государство. И потому оно зависимо от того, кто больше даст или напугает отказом в помощи. Давно пора подумать как наилучшим образом помочь соотечественникам делать успешно бизнес. А для этого первоначально надо научиться не мешать. Многие кыргызстанцы делают бизнес в враждебных условиях. Хорошо ешё с внешним окружением повезло. Страну спасают близость к динамичному китайскому рынку, возможности российского рынка и экономические перспективы в Казахстане. Экономическая интервенция Турции помогает развивать бизнес. То есть, страну толкают к развитию в основном внешние факторы. А тянет назад прожорливая национальная бюрократия. Лидерами бизнеса в Кыргызстане, властями номинируются люди, которые в нормальных странах сидели бы в тюрьме. И экономический строй не иначе как клептократия. Чем больше и похитрее украл ты у страны, тем почётнее твое положение в государстве. Разве вот с такой моралью можно иметь шанс на развитие.


С точки зрения качества и динамизма бизнеса, генерирования финансовых доходов, оказания общественных услуг, современных идей общественного развития и в особенности продвижения инноваций ХХ1 века, страна на нулевом уровне. Страна несвободная. Свобода же это не просто митинги и демонстрации, чтобы выразить всё, что думают о правительстве. Это свобода творить, созидать среди свободных людей. Это, когда бизнес идеи могут свободно переходить в продукты, свершения. А у нас в стране на пути хорошей бизнес идеи стоят много жаждущих чиновников, несколько человек в погонах, пару пожарников, какое-то количество налоговиков, и ещё куча бандитов. И все претендуют на долю. А во главе этой пирамиды странных особей стоит человек, который называет себя президентом. И который говорит всем, что инвестиции надо давать его сыну, которого прочат в преемники. Ни один уважающий инвестор на это не пойдёт. Но, зато проходимцы и авантюристы со всего света сбегутся.


Таким образом, модернизация терпит поражение перед архаизмом и азиатчиной. Сейчас происходит маргинализация страны и есть риск, что она скоро окончательно войдёт в список безнадежно отсталых стран. К сожалению ясно, что «кыргызское экономическое и политическое чудо» в следующее десятилетие не состоится. За 19 лет, мы ни на шаг не продвинулись к созданию необходимых предпосылок для качественного рывка в развитии. Из-за слабости и ограниченности здорового потенциала в кыргызской политической элите. Она показала свою неспособность совершить исторический прогресс. Кстати, это поняли уже все внешние партнеры и их главная забота в отношениях с Кыргызстаном, чтобы страна не провалилась совсем. Самым большим достижением в ближайшее десятилетие будет стать средней по развитию страной в СНГ. Кыргызстан третья страна в СНГ по объему получаемой внешней финансовой помощи с 1992 года и предпоследняя по уровню развития. Вот это и есть реальность.


Остатки демократии и свободы растаптываются, и таким образом уничтожается возможность Кыргызстана подняться на более сложный, прогрессивный уровень развития. И это в то время когда технологии оказывают существенное влияние на либерализацию политических режимов. Авторитарные режимы, несмотря на кажушиеся временные успехи, в историческом плане проигрывают и откатываются в развитии. Демократическая форма правления как более совершенная, означает более высокую ответственность государства перед населением и ответственность каждого гражданина за свою судьбу и судьбу общества. А какая может быть ответственность сейчас, если Бакиев всё гребёт под себя. Кыргызстан имел редкий шанс выйти на перспективную дорогу развития. Но, к сожалению, нынешние правители со старым менталитетом затащили страну в среднеазиатскую деспотию. Автократия это путь назад. Кыргызстан катится назад. Это факт –все автократические «станы» отсталые государства, живущие за счёт эксплуатации своих граждан. Вся постсоветская Азия пока интересует остальной мир по двум причинам: природные ресурсы и опасность для мира из-за возможного развала. Хороший исторический шанс есть только у казахов. Казахстан продвинулся вперед, предоставив свободу экономической деятельности. Но пошел бы ещё дальше, если постепенно либерализировал политическую систему.


В сфере национальной безопасности необходимо обеспечить условия для мирного и стабильного роста. Так спозиционировать страну в систему международных отношений, чтобы избежать рисков и негативных факторов. Но, не затягивать страну в конфликтные зоны и ситуации, как сейчас.

Поэтому единственно значимый вопрос нынешней кыргызской политики – это как поставить страну на правильный путь, освободить её от коррумпированного отсталого режима и продвинуть на более высокий уровень развития. Без решения этого вопроса всё остальное это пустые разговоры.

Комментариев нет: