Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

четверг, 19 ноября 2009 г.

Конгресс и правительство США крепко взялись за Центральную Азию.

Запад, в особенности США решили вплотную заняться Центральной Азией. Это видно по интенсивности событий и содержанию обсуждаемых вопросов. В течение последних пяти лет в определенных кругах Запада сформировалось убеждение, что как Центральная Азия, так и Запад не смогли в полной мере использовать потенциал для сотрудничества. Более того считается, что после 11 сентября поразительные возможности по сближению стран региона со США были упущены. Но, в мировых делах, вместо одних шансов приходят другие. В мире формируется новая ситуация как реакция на глобальный кризис и изменение расстановки сил. Предложил же Обама Китаю разделить со США ответственность за положение в мире. Уже несколько лет говорят, особенно китайские специалисты о новом мировом порядке, опирающимся на ось Вашингтон-Пекин. Такие сдвиги предоставляют новый шанс Центральной Азии. Интересно отметить, что две недели назад специальный комитет по Центральной Азии создан в парламенте Великобритании. Его цель расширить отношения с государствами региона в новых условиях.

Вчера, 18 ноября в Конгрессе США состоялось открытие постоянно действующего совещания по Центральной Азии. Такую инициативу подняли Конгрессмены Эни Фалеомаваего и Говард Маккеон. На совещании присутствовали ассистент секретаря Бюро по Южной и Центральной Азии Госдепартамента США Роберт Блайк, дипломаты Центральноазиатских государств. Казахстан, как всегда пытается использовать важные события в полном формате, делегировав на совещание заместителя министра иностранных дел. А недавно в Вашингтоне Генеральный прокурор Казахстана презентовал стратегию «Казахстан и будущее верховенства закона», в то время как его кыргызский коллега в Бишкеке устраивал цирк с журналистами.

Очевидно, что инициатива Конгресса даёт новый импульс отношениям и заостряет внимание новой администрации США на Центральной Азии. Это не рядовое событие, оно начало широкомасштабной политики.

Постоянно действующее совещание должно сыграть важную роль в фокусировании внимания США на отношения со странами региона.

По оценке госдепартамента США, сейчас Центральная Азия вновь находится на критическом стратегическом перекрестке. Что это означает? Речь идёт о том, что в связи с ситуацией в Афганистане, обострением борьбы за энергетические ресурсы, необходимостью эффективной борьбы с глобальными угрозами, значение Центральной Азии начинает возрастать.

Если огромные энергоресурсы региона будут разумно использованы во благо развития народов, то новые государства могут стать надежными партнерами в международных отношениях.

Представитель госдепартамента чётко обозначил суть нового подхода администрации Обамы к Центральной Азии. Он заявил, что «США очень заинтересованы в стабильности, благополучии, безопасности и экономической и политической модернизации в Центральной Азии и готовы работать с правительствами и народами региона для достижения этого».

Среди специалистов по Центральной Азии прочно утвердилось мнение, что отсталые авторитарные режимы Центральной Азии задерживают развитие народов и стимулируют терроризм и религиозный экстремизм. Если раньше в ИДУ были представлены исключительно узбеки, то теперь появляются и укрепляются организации типа Союза Исламского Джихада, которые притягивают радикально настроенных людей из всей Центральной Азии и Российской Федерации. В то время как спецслужбы государств воюют с политической оппозицией, сеть экстремистских организаций расширяется по всему региону.

Госдепартамент США твёрдо намерен интенсифицировать ежегодные двусторонние консультации с каждой страной Центральной Азии. При этом он настаивает, чтобы они включали все важные дела, а именно: вопросы политики и безопасности, т.е. борьбу против наркоторговли и конттерроризм; человеческое измерение т.е. демократические реформы, верховенство закона, права человека, отношения с НПО; вопросы экономики и развития, т.е. торговля и инвестиции, здравоохранение и образование.

Правительство США заинтересовано в лучшем использовании энергетических ресурсов региона. Для этого важно диверсифицировать нефте-газопроводы, чтобы они попадали на многие рынки, а не зависели только от оставшейся от Советского Союза системы транспортации. В интересах будущего Центральной Азии прагматично, отделив экономические выгоды от политики, стать поставщиком энергоресурсов в Европу, Китай и Южную Азию. К примеру, Казахстан уже проложил нефтепроводы в Китай, активно участвует в проекте Баку-Джейхан. Туркменистан планирует прокладывать газопроводы в Китай и страны Персидского залива. Узбекистан пытается найти лучшего партнера, чем Газпром. А Кыргызстан и Таджикистан, при правильном отношении к своим водноэнергетическим богатствам могут экспортировать электроэнергию в Южную Азию. Для этого центральноазиатам надо всё-таки договориться, а не играть в пользу третьей стороны. Смогли же турки найти язык с армянами, что даёт новую надежду проекту Набукко.

Кстати, разрабатываемая американцами Северная Распределительная Сеть (СРС) по поставке товаров и оборудования в Афганистан может стимулировать развитие торговли между Центральной и Южной Азией. Для этого правительство США намерено усовершенствовать механизм реализации соглашения по торговле и инвестициям со странами региона.

В США и в Центральной Азии существует сильное мнение, что администрация Обамы интересы демократии и права человека принесла в жертву политике безопасности и стабильности. Основанием для такого мнения явилось молчание по поводу грубых нарушений прав человека, репрессий и безобразной политики авторитарных режимов в регионе. Критика раздаётся серьезная. Обеспокоены все правозащитники.

Возможно из-за этого, а может у американского президента имеется иная стратегия отношений с диктаторами, но как бы то ни было на совещании специально было подчеркнуто, что «США продолжат оставаться сильным адвокатом строительства современных политических институтов, основанных на уважении универсальных принципов прав человека, справедливости и достоинства». Потому что такие институты укрепляют безопасность, стабильность, верховенство закона и уменьшают коррупцию. Развитие демократии по мнению госдепартамента зависит от защиты прав меньшинств и свободы выражения, также как от справедливой и эффективной судебной власти. Правительство США намерено продолжать оказывать техническое содействие системе НПО, развитию и защиты свободной журналистики.

Не всё так просто с демократией сейчас. Авторитаризм, несмотря на историческую обреченность, сохраняет свои позиции, а в некоторых странах даже укрепляется. Странам, где народы не считают демократию и права человека приоритетом трудно помогать. Трудно помогать тем, кто сам себе не помогает. Но, и оставлять репрессивные режимы – «фабрики по производству террористов и экстремистов» нельзя без внимания. Поэтому, наряду с традиционным мнением о помощи странам по развитию демократии есть другой, как его называют реалистичный взгляд на это. Суть его состоит в том, что развитые демократии должны комплексно и настойчиво оказывать давление на авторитарные правительства, не пугая их сменой режимов, чтобы обязательно достигнуть целей своей стратегии. Т.е. аккуратно, но навсегда закрыть двери за диктаторами Центральной Азии и дать шанс народам.

Может то, чего не смог достичь ковбой Буш, сможет дипломат Обама?

Комментариев нет: