На поверхности кыргызской политики просматриваются следующие явления: Первое, неспособность временных властей быть стабилизирующей силой. Наоборот, нынешняя власть это центр беспорядка. Второе, выборы в парламент, не способствовали переходу страны в спокойное русло жизни, а наоборот, усилили напряженность в обществе. Третье, в целом политическая элита не в состоянии консолидировать народ, и определить правильный путь для страны и потому очень полагается на "техническую помощь" Кремля. Чётвертое, региональное разделение, конкуренция кланов укрепляют фрагментацию страны на самостоятельные зоны под управлением вождей или групп. Понятие "центр" как интегрирующая сила де факто исчезает, выборы вопреки ожиданиям усилили разрыв между Югом и Севером, и между конкурирующими субэтнически ми и субрегиональными группами. Пятое, электорат разделяется на непримиримые группы, и тем самым исчезает возможность обьединения политически активного населения для решения жизненно важных проблем. Таким образом налицо анархия в стране, когда не признается само государство, его органы, и нигилизм усиливается. Нет ни одной значимой идеи, обьединяющей большинство населения. Только кыргызские выборы могут привести в парламент партии и политиков, которые отрицают сам путь, по которому они пришли в законодательный орган. Одно ясно в стране - нет никакой ясности у политиков.
Это на поверхности. Что же в основе этих процессов? Почему Кыргызстан с начала 2000 годов находится в полосе государственных переворотов, конфликтов, и стремительно деградирует?
В первую очередь это связано с де-модернизацией страны. Советская модернизация не завершилась в Кыргызстане, а в условиях независимости национальная элита оказалась не способной сохранить позитивное наследие и продолжить модернизацию. Де-индустрализация, развал агро-промышленного сектора экономики, рост коррупции и отсутствие рациональной государственной политики по постсоветской трансформации, привели к резкому обнищанию населения, его люмпенизации, невиданному росту внешней и внутренней миграции, развалу системы образования и здравоохранения. Кыргызская ССР, также как и весь Союз, в 1990 году в отношении человеческого капитала являлась одной из развитых в мире, немного отставая от передовых стран Запада. Сейчас, Кыргызстан имеет один из самых слабых человеческих капиталов в мире. Образованные люди продолжают покидать страну, и класс профессионалов исчезает из всех сфер жизнедеятельности общества. Произошла де-профессионализация всего правящего класса. В публичную политику, а через неё в государственное и общественное управление были вовлечены массы людей, маргинального положения, не имеющие соответствующей подготовки. Государственный аппарат стал местом где стали господствовать правила традиционалистского общества, он стал служить не стране, обществу, а финансовым группам, а также региональным и семейным кланам. Все государственные структуры стали рыхлими, а правящие режимы по меткому замечанию международной группы по кризису (ICG) пустыми. Есть государственные органы, но нет идеи и философии государственности. Поэтому, ни одно правительство не может реализовать до конца перспективные идеи, парламент потерял своё значение, а ни одна партия не в состоянии сформулировать подходящую программу развития страны. Ныне, политическая элита не может сформулировать ясное и реалистичное видение о положении в стране и путях решения важных проблем. Национальные комиссии по событиям 7 апреля, июньского конфликта на юге так и не смогли создать убедительный интеллектуальный продукт, на основе которого можно было сделать и политическое заключение. Компиляция и плагиат стали обычной практикой в работе всех формальных институтов, включая исполнительную и законодательную власть, политические партии. Из разных отчетов, программ и докладов международных организаций и документов иностранных государств бездумно составляются различные национальные документы.
Урбанистическая среда и государственное управление не смогли переварить нашествие мигрантов с села, и приучить их к нормам жизни современного государства. Наоборот, города превратились в большие аилы, а правительственные учреждения в сельские сходки. Традиционалистское общество подавило остатки советского модернизма, и арестовало прогресс и инновации. Из-за архаизации общества стало невозможным появление и укрепление каких-либо привлекательных идеологий, могущих стать платформой развития страны. Коммунизм умер, но на его месте не появились ни либерализм, ни социализм, ни консерватизм. Даже потребность молодого государства в здоровом гражданском национализме была упущена. Вместо этого сознание населения оккупировано псевдоучениями, слухами, и в целом грязной информацией. Широкое распространение получили разные сомнительные оккультные учения, шарлатанство. Научное мировоззрение не является основой взглядов правящего класса, а тем более политически активного электората. Нет аналитической, развивающейся на основе достижений современной науки кыргызской журналистики. Национальная пресса на кыргызском языке это прибежище полуграмотных людей, сеящих ядовитые семена раздора, ненависти, и зла. Из-за отсутствия системного образования и привязанности к феодально-племенным обычаям, вожди кыргызского сельского пролетариата не в состоянии сформулировать прогрессивные цели и задачи своего движения. Например, в 2009 году, движение называющее себя националистическим предлагало для возрождения кыргызов, отказаться от городской жизни и перейти к традиционной - кочевой.
В 1998 году я первый раз избрался в парламент, и когда в 2007 году избравшись во второй раз, пытался наладить работу фракции в согласовании с аппаратом Жогорку Кенеша, то увидел огромный цивилизационный разрыв. Не компетентность, не эффективность, клановость, коррупция стали нормой жизни законодательного органа. В 2007 году а парламент пришло много людей со всех регионов, которым противопоказана работа в государственном управлении. Их всех обьединяла одна черта - невежество. Списывание законов других государств, в основном России, под рамкой модельного подхода в СНГ считалось образцовой законотворческой деятельностью. В конце концов парламент был превращен в восточный базар, где получение любых выгод и прибыли считалось главным занятием. Такое же положение сложилось в правительстве и местных государственных администрациях. Сегодня те же "купцы", "менялы", "каталы", "паханы" готовятся формировать парламент и правительство. С другой стороны, постоянные усилия по внедрению в партийные ряды, а через них в массы идей социал-демократии, либерализма не увенчались успехом из-за непонимания роли интеллектуальной основы политического движения. Электорату не нужны позитивные идеи, им нужны вожди с громкими обещаниями. Поэтому, вожди щедро раздают несбыточные обещания. Конечно, это особенность выборной кампании в любой стране. Но, в Кыргызстане вожди приучили массы к простой формуле успеха - "Отобрать у коррупционеров, двух президентов и их семей, и поровну поделить", "не воровать - и заживём нарядно". На этой почве усиливается примитивный местечковый агрессивный национал- нигилизм, дробящий и так слабое общество на враждующие этнические группы. И что самое печальное, большое количество людей в это верит серьезно. Кыргызские выборы это негласная циничная базарная сделка между вождями и электоратом. Одни охотно продаются, другие покупают. Подавляющее большинство электората не интересует идеологическая и политическая сторона кампании. С таким менталитетом стагнация страны обеспечена на долгие годы.
Другой причиной, которая вытекает из первой, является агония правящего класса,
которая сделала всю страну заложником своей медленной смерти. Остатки номенклатуры с советских времен, взращенные двумя политическими режимами чиновники, не могут вести страну по правильному пути, они заняты личным и групповым обогащением. Они убивают страну и таким образом самих себя. Но, этого они не понимают, в пылу смертельной схватки за власть и капитал. Они вцепились в мозг и сердце народа, и разлагаясь, отравляют среду вокруг. В мировоззренческом плане правящие круги страны клептократы и коллаборационисты. Они не могут ценить свободу и независимость своей страны, потому что досталась это даром. Они не понимают суть суверенитета, потому что за это они не боролись. Поэтому они видят Кыргызстан как место для охоты за богатством и привилегиями. Они не знают истинного потенциала народа, они не могут предложить какой либо перспективы для страны. Множество референдумов, принятие 7 конституций, переход от президентской к парламентской форме правления, отсутствие консенсуса в отношении формы правления, два государственных переворота, которым предшествовали тайные заговоры с участием внешних сил, зигзаги во внешней политике, потворство негативным наклонностям могущественных стран, открывающее дорогу для опасного вмешательства во внутренние дела, де факто установление внешнего управления Кыргызстаном со стороны Кремля после 7 апреля, говорит не столько об историческом эксперименте политической элиты, сколько об отсутствии у неё разумного видения в отношении развития страны. Правящий класс Кыргызстана один и тот же на протяжении последних 30 лет. Нет смысла называть события марта 2005 и апреля 2010 года революциями, поскольку не произошло смены элит, не говоря уже о кардинальных социально-экономических переменах. Акаев пришел к власти в результате сочетания смены эпох с борьбой северных и южных кланов и разных номенклатурных группировок. Не случайно, вторым президентом стал выходец из номенклатуры южного разлива, при помощи тех, кто сегодня обещает в очередной раз светлое будущее. После 7 апреля, за занавесью тайно борятся за власть те же клановые, регионалистские и номенклатурные группировки. Не удивительно, что временные власти только и озабочены продвижением своих во власть и обогащением. Ни одна кыргызская власть не смогла составить более менее достоверные списки избирателей. Ни одна кыргызская власть не знает реальное положение с образованием и здравоохранением. Правительство утверждает о нескольких тысячах ребят школьного возраста, не посещающих школу, в то время как международные организации считают, что их около 80 тысяч. Меняются только президенты и их близкое окружение, старые кланы, отсталое сознание остаются. Не удивительно также, что в отсутствии жесткого административного ресурса, все же выборы прошли со множеством нарушений. Само кыргызское общество сегодня не в состоянии обеспечить честные выборы ни на каком уровне - местном, региональном и национальном. Все предыдущие грязные выборы списывались на президентов и правительств. Теперь открылась другая истина - оплотом нечестных выборов является само кыргызское общество. Надо признать, что и фундаментом коррупции является тоже кыргызское общество. Сегодня общество предпочитает жить нечестно, и не признает никаких нормальных правил поведения.
Правящий класс неизлечимо болен, и осознавая это некоторые общественные движения требуют принятия закона о люстрации. В этом есть резон. Это откроет канал для обновления элиты. Но, на практике это трудно реализуемо, поскольку принятие решений принадлежит тем, кто привел к власти двух президентов, а потом сверг их, и они, естественно сопротивляются потере своего влиятельного положения. Чтобы из реанимации правящий класс отправился, наконец-то в морг, и отпустил свою мертвую хватку, надо чтобы изменилось сознание электората. Под изменением сознания в позитивном смысле я имею ввиду увеличение числа носителей общенационального сознания, которое будет стремиться обьединить людей для строительства современной нации и государства. Такое сознание будет более воспримчиво для идей демократии, нежели кланово-трайбалистское. Сегодня, люди, желающие настоящей демократии, противящиеся коррупции, клановости и деспотии составляют не значительное меньшинство. Поэтому консолидация общества под идеей демократизации пока трудноосуществима. Внешнему наблюдателю кыргызские перемены могут дать ложный сигнал о прогрессе, тем более в окружении деспотичных соседей. Но, на самом деле имеет место регресс. Нынешнее мировоззренческое состояние общества, скорей всего будет воспроизводить люмпен политиков, коррупционеров и регионалисто-трайбалистов. Разделенное и слабое общество не в состоянии производить нормальную селекцию кадров и выбирать выдающихся лидеров. Отсталое архаичное сознание как старая фабрика с устаревшим оборудованием производит бракованные продукты. Это общество в полумертвом полуживом состоянии может просуществовать ещё несколько десятилетий, пока не будет поглощено более сильным и агрессивным обществом. Вот к чему ведет жадная корыстная политика правящего класса. Возможно когда кыргызское общество будет поставлено перед вопросом - жизнь или смерть, оно начнёт думать по другому и делать выбор по другому. Но, и здесь нет гарантии, что это так и произойдет. Многие общества и государства разрушились изнутри и даже инстинкт самосохранения не спас их.
Чтобы двигаться вперед важно глубоко разобраться в том, что происходит с Кыргызстаном. Только понимание реальной картины может дать шанс для формулирования реальных целей и задач. На своём собственном опыте политика, я убедился, что руководители страны зачастую игнорировали реальные проблемы, создавали искаженную картину действительности и предлагали ложные цели и задачи. Прочитайте мои статьи за 90-е годы, в которых говорится об этом. С сожалением могу констатировать, что мне не удалось убедить первого президента в необходимости особого отношения к югу страны. Глубинные процессы, происходящие на юге и приведшие к опасному состоянию ныне, так и не были приняты во внимание. Второй президент отверг мои идеи о балансе политических сил и необходимости извлечения серьезных уроков из событий марта 2005 года. Ведь до настоящего времени нет квалифицированного анализа, а также не дано солидной политической оценки, и обществом не приняты меры превентивного характера по кризисным моментам в истории современного Кыргызстана. Страна идет от одного кризиса, к другому, не задумываясь, не извлекая уроки. Привычка бегло оценивать события, болезнь "всезнайства" очень дорого обходится народу. Пора задумываться о своём пути.
вторник, 19 октября 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий