На днях сразу две авторитетные организации - международная правозащитная организация Human Rights Watch («Хьюман Райт Вотч») и правозащитная организация «Amnesty International» выступили с жесткими заявлениями по поводу расследования июньских событий 2010 года на юге Кыргызстана, состоянию правосудия, и настаивают на необходимости привлечения к ответственности виновников «преступлений против человечности». «Хьюман Райт Вотч» подготовила 86-страничный доклад по уголовным делам и судебным процессам об июньских событиях на юге Кыргызстана под названием «Искаженное правосудие». В нем говорится, что «власти Кыргызстана несут обязательство по расследованию всех преступлений, которые совершены во время июньских событий, но при этом они должны соблюдать международные стандарты и международные права, и, к сожалению, как мы документируем в нашем докладе, поражает, насколько эти нормы и стандарты не были соблюдены».
В новом же отчете «Amnesty International» о событиях в городе Ош в июне 2010 года власти Кыргызстана подвергаются критике за то, что они до сих пор не сумели наказать виновных в совершенных во время конфликтах преступлениях. «Хотя власти сделали некоторые позитивные шаги - выплатили компенсации жертвам насилия и дали обещание рассмотреть обвинения в пытках, властям все еще необходимо рассмотреть случаи нарушения прав человека, которые имели место во время и после конфликта, и восстановить доверие всех этнических групп в Кыргызстане», - считает Никола Дукворз, директор по программам Европы и Центральной Азии международной организации.
Но... До этого времени, в Кыргызстане раскритиковали доклад национальной комиссии, обьявили заключительный отчет международной комиссии вовсе негодным и запретили председателю комиссии Киммо Кильюнену появляться в Кыргызстане, ни по одному докладу депутатской комиссии не пришли к консенсусу, и пока взяв за основу одну версию, политическая элита страны продолжает использовать трагические события в борьбе за передел власти. Таким образом, политическая элита не только не может следовать рекомендациям авторитетных международных организаций, но и в не состоянии найти выход из очень опасного кризиса. Почему?
- Когда международные организации и страны –доноры обращаются к властям Кыргызстана, они видимо не совсем отчётливо представляют реальное состояние власти. Оно состоит в невозможности нынешней политической элитой управлять государством в общепринятом смысле адекватно вызовам, сложной обстановке, а также отсутствии у неё целей, приоритетов в наведении порядка в стране. Продолжается процесс фрагментации государства на зоны контроля разными кланами,группами, и центральной власти способной нести ответственность за безопасность граждан по существу нет. В настоящее время, государство находится в руках профессионально слабо подготовленных групп политической элиты, хищнически соперничающих друг с другом. То, что некоторые либералы на Западе принимают за демократизацию в Кыргызстане, на самом деле есть политический и институциональный беспорядок, предсистемная анархия, и при сильном толчке это может перерасти в распад государства.
- В Кыргызстане складывается устойчивое мнение о виновниках конфликта в лице предыдущего режима, узбекских сепаратистах, и продолжаются споры о виновности временного правительства. Главных лиц предыдущего режима, как и лидеров узбеков нет в стране, а члены прежнего временного правительства управляют страной. Идёт торговля за посты на основе шантажа о виновности за преступления. В этих условиях, отправление правосудия по конфликту не представляется возможным.
- Путин достиг своей цели в дискредитации западных международных организаций. Информационная экспансия российских СМИ под влиянием которой находится всё население Кыргызстана сделала западные организации «козлами отпущения» в кризисном состоянии страны, и на общественное мнение страны влияют разные примитивные теории конспирации. Возник странный информационно-идеологический феномен: Кыргызстан все годы независимости выживал по большей части за счёт западной финансовой помощи, а сейчас чуть ли не полностью зависит от западных финансовых институтов, но сектор НПО, кормящий одну треть населения третируют как «агентов Запада». Удивительно, значительная часть политически активного населения Кыргызстана, считает свою страну «осажденной крепостью», всё время безосновательно сравнивая с Косово, а Запад подозревает в заговоре против страны. Такое антизападничество Кыргызстана выгодно Кремлю для удержания её малыми средствами в зоне своего влияния. Вместе с тем, это говорит ещё о том, что народ страны не обрел самостоятельное видение на современный мир, и живет в рамках унылого постсоветизма.
- Отношение населения, её ведущей части – политической элиты к июньскому конфликту, мировоззренческое состояние парламента и правительства, процесс принятия решений, и в целом весь политический процесс в Кыргызстане после 7 апреля 2010 года говорит об очень слабом интересе к верховенству закона и институционализации демократии. Важно за проявлением видимой открытости, созданием разных псевдонародных инструментов контроля за властью вроде Общественных Наблюдательных Советов, размахом плюрализма видеть более тревожные явления: нетерпимость, коррупцию, агрессивный национализм, дискриминацию, игнорирование закона и справедливости, усиление опасной для государственных институтов клановой и регионалистской политики. Мы видим пока очень мало серьезных попыток по укреплению институтов демократии. Кыргызстан не идёт по пути демократии, он ещё находится на распутье.
- Будет преувеличением считать предстоящие президентские выборы главным фактором влияющим на невозможность отправления правосудия. Есть мнение, что боязнь потерять поддержку электората не позволяет правящей верхушке решительно заниматься этим, следуя разумно рекомендациям международных организаций. Несомненно, выборы провоцируют популизм, и расшатывают государственные институты. Но, главная причина состоит в перманентной неспособности политической элиты обеспечить правопорядок в стране. Хищническая борьба за власть и финансовые ресурсы, всеобьемлющая коррупция, пренебрежение законом и правилами, игнорирование справедливости и честности, вовлеченность в криминальные действия, и глубокий архаизм являются определяющими чертами правящего политического класса Кыргызстана.
И наконец, установить правосудие означает для большинства правящей элиты поставить самих себя перед правосудием, на которое она конечно не пойдет. Таким образом, все рекомендации авторитетных международных организаций по отправлению правосудия трудно будет выполнить ввиду отсутствия условий для этого.
Поэтому, сегодня, как никогда требуется очень трезвый, и чрезвычайно расчётливый подход к содействию демократии в Кыргызстане. Трезвый –это оценка реального положения в стране, и выявление обнадеживающих политических процессов. Чрезвычайно расчётливый – это поддержка реальных шагов по пути демократии, конкретных действий по успешному государственному строительству на основе верховенства закона и институционализации демократии. Иначе, поддерживая якобы демократию в Кыргызстане, можно получить совсем другое, неожидаемое. Самая полезная помощь будет состоять в том, чтобы остудить хищнический пыл коррумпированной элиты. Она не должна продолжать жиреть на иностранной финансовой помощи,и развращать страну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий