Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

среда, 25 августа 2010 г.

Какова истинная роль ОДКБ?



В начале августа ОДКБ провела очередной саммит в Армении. На всем постсоветском пространстве, в особенности в Центральной Азии и Кавказе Россия продолжает усиливать напряженность, руководствуясь своей сомнительной политикой о «зоне привилегированных интересов». Не имея ясно сформулированных национальных интересов и конструктивной региональной стратегии, Россия вернулась в Центральную Азию своими идеями о большой военной базе и гидроэнергетическими проектами, обострив отношения между государствами. Кыргызская смута и массовые беспорядки в Ферганской долине явились в немалой степени результатом подстрекательства Кремля и его бессилия действовать конструктивно в условиях кризиса. Большинство действий Москвы в регионе являются половинчатыми и декларативными. Теперь, в новом протоколе о военной базе в Армении, взяв на себя обязательства по защите безопасности Еревана, Россия поставила Азербайджан, Турцию и Грузию перед необходимостью поиска альтернативы этому альянсу. Параллельно Кремль продолжает кампанию по организации свержения Александра Лукашенко по кыргызскому сценарию, провоцируя белорусскую оппозицию и формируя негативное мнение о лидере Минска. Такое подчинение постсоветских стран своей воле не есть демонстрация силы, а как раз наоборот проявление неспособности Кремля быть сильным лидером в СНГ. Это особенно наглядно проявляется в деятельности созданной ею ОДКБ.

У входящих в ОДКБ государств отсутствует общее понимание угроз и методов их отражения. Все страны члены отягощены сложными и острыми противоречия друг с другом, и не имеют ни желания ни возможности совместными усилиями укреплять безопасность. ОДКБ не имеет способности коллективно решать важные вопросы. "Единственное, для чего годился ОДКБ, так это для периодической демонстрации того, что у Москвы есть какие-никакие, а все-таки союзники. Лидерам Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана приходилось дважды в год класть поясные поклоны и изображать послушных младших братьев Кремля." – утверждает эксперт Александр Гольц
На этом саммите, лидер ОДКБ президент России Дмитрий Медведев после долгого раздумия высказал мысль, что организации надо « способствовать становлению организованной государственности Киргизии». А для этого решено внести изменения в уставные документы ОДКБ с тем, чтобы «организация более эффективно могла влиять на кризисные ситуации». Таким образом, Россия хочет получить уставом ОДКБ закрепленные возможности для вмешательства в дела постсоветских государств. Во время кыргызского конфликта, Россия безуспешно пыталась получить одобрение Совета Безопасности ООН на развязывание рук. Узбекистан, Казахстан и возможно Белоруссия хотя в этот раз промолчали, но можно ожидать их скрытого сопротивления инициативам России, путем затягивания вопроса и смещения большего акцента в сторону ШОС, где Китай не шумно, но непреклонно против политики доминирования России в регионе. Отчаянные просьбы кыргызского руководства к Кремлю вряд ли прибавят ей симпатии у соседей.
В подтверждение вышесказанному уместно напомнить некоторые важные решения предыдущих саммитов ОДКБ.

Год назад, 1 августа 2009 президенты Армении, Белоруссии, Казахстана,России, Таджикистана и Узбекистана, а также генсек ОДКБ приехали в Кыргызстан на саммит ОДКБ и заодно поздравить президента Курманбека Бакиева с днем рождения и с повторным избранием на пост президента. В это же время готовилась операция по информационной атаке на руководство Кыргызстана и оказанию экономического давления. Несмотря на то, что по утверждению знатока нравов Кремля Юлии Латыниной: «Между прочим, Бакиев – это наш, российский ставленник. Когда свергли Акаева, Бакиев прибежал в Москву, и именно на него сделали ставку – как на самую мелкую и слабую крысу на киргизском политическом пространстве» решено было его проучить и заодно напугать других его коллег. А пока он нужен был для подписания важных для Москвы на тот период документов.

На саммите, Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев подписали российско-кыргызский «Меморандум о намерениях», из которого следовало, что до 1 ноября 2009 года Москва и Бишкек подготовят и подпишут соглашение о статусе и условиях пребывания в Киргизии Объединенной российской военной базы (ОРВЗ). Срок действия соглашения определен в 49 лет с возможностью его автоматического продления на 25-летние периоды.

Но, 3 августа, т.е. в первый же рабочий день после саммита, появилось заявление МИДа Узбекистана, где говорилось, что Узбекистан счел «нецелесообразным реализацию планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил». По мнению Ташкента размещение дополнительного контингента российских Вооруженных сил «может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе». В заявлении речь шла о Ферганской долине, которая называлась в документе «труднопредсказуемой территорией». Бакиев необходимые документы подписал и в принципе уже был не нужен. Опасения и раздражение стало усиливаться по поводу позиции лидера Узбекистана, который после трагических событий на юге Кыргызстана в июле 2010 года заявит, что некие третьи силы хотели втянуть Узбекистан в конфликт.

О сути политики российского дуо в регионе упомянутая Юлия Латынина сказала следующее: «В своей политике в Средней Азии, как и на всем пространстве СНГ, Кремль руководствовался простым принципом: поддерживать любого диктатора и давить любую демократию.» Но, требуется уточнение. Не любого диктатора, а управляемого сатрапа.

Так в чём же истинное предназначение ОДКБ, ведомое Россией? Предотвращать угрозы и конфликты или их создавать и раздувать?

Bookmark and Share

Комментариев нет: