Прежде чем перейти к повествованию считаю важным ответить на полученный вопрос о кланах, и региональном разделении. Это описание роли и места региональных кланов в политическом процессе страны, но никак не сведение всей политики только к борьбе кланов. Есть другие ключевые актёры и о них будет рассказано далее. Итак.
Кто сегодня главный на севере?
Учитывая вышеизложенное становится понятным формирование правящей коалиции на основе альянса радикальных сторонников второго президента и северного триумвирата Атамбаев- Бабанов -Отунбаева. В отсутствии Бакиева его бывшие подчиненные поделили власть по правилам парламентского правления, оттеснив целую когорту своих бывших соратников- «революционеров», получивших свою долю во время первоначального перераспределения финансовых средств клана Бакиевых. Ата Мекен закономерно нашел себя опять в оппозиции.
В этом контексте, интерес представляет прочность триумвирата, потенциальные возможности северных кланов в новом витке борьбы за власть. Два олигарха триумвирата стремятся достичь эстафетной лидерской позиции на севере. Для этого им нужен большой капитал. На этой прагматике держится триумвират. Появление альтернативного парламента и правительства из лидеров северян, не востребованных правительством, высказываемые опасения по поводу «таласизации власти» и попытки бунта против триумвирата во всех северных областях свидетельствуют о невозможности их упрочить опоры своей власти на севере. Ар Намыс во главе с Куловым противятся их экспансии, и последовательно подрывает опоры их власти в Бишкеке и во всех северных областях. Долгое и неправомерное удержание в заключении Урмата Барыктабасова, затянувшийся судебный процесс над бакиевцами в отсутствии главных обвиняемых усиливают недовольство определенной части населения на севере страны.
Постоянное блокирование работы правительства показывает, что укрепления позиций Атамбаева – Бабанова не хотят ни северные, ни южные кланы. Антиправительственная информационная кампания характеризуется целенаправленностью и не плохой координацией. В этот раз Атамбаев столкнулся не только с неимоверно трудными первоочередными, и долгосрочными экономическими проблемами, но и со сложной конфигурацией явных и скрытых политических сил в парламенте и на улице. Трудности премьер-министра состоят из комбинации неблагоприятных обьективных обстоятельств и ряда его субьективных ошибочных представлений. Правительство некомпетентное, и потому не пользуется доверием широких масс, парламент, как показывают последние события не способен быть надежным партнером в реформировании страны, предприимчивое трудоспособное население сокращается, недоверие инвесторов остается сильным. Одна надежда на доноров. В этих условиях заявления премьера о рекордно профицитном бюджете, массовом повышении заработной платы вызывают тревогу и скепсис.
Перманентное недоверие к себе разных кланов Атамбаев пытается преодолеть пропагандой имиджа «особо тёплых отношений» с Путиным. Как это сработает зависит от размера конкретных финансовых траншей из Москвы. Похоже, однако, что Кремль имеет серьезные сомнения. Все близкие Кремлю СМИ описывают сегодня действия официального Бишкека двусмысленно, с легким презрением. Характерным примером является статья «Исключительный случай» в популярной Lenta.Ru, где говорится:» С момента переворота в Киргизии люди, оказавшиеся у власти, постоянно заявляли о готовности сближаться с Россией, просили денег и льгот, обещали взамен дружбу и лояльность», - но Москве надо «оценить степень искренности тех жестов, которые киргизские власти делают сейчас»
Другой участник триумвирата – Бабанов вызывает повышенное беспокойство кланов. Пораженные умением Бабанова обольстить электорат материальными вещами, атамекеновцы и другие политические силы начали процесс выдавливания его из правительства, считая, что он государственными рычагами может приобрести ещё больший капитал для манипулирования бедным населением.
Хотя эта борьба преподносится как нормальная политика против коррупции, на самом деле никакой борьбы с коррупцией здесь нет. Один внимательный взгляд на участников тяжьбы говорит, что это есть схватка кланов, одетых в партийные одежды за прибыльный бизнес в Кыргызстане. За прошедшие месяцы «революционными» партиями не инициировано ни одного законопроекта, касающегося улучшения жизни их бедного электората. Повестка дня, и график рассмотрения проектов законов в Жогорку Кенеше говорит только о борьбе за сферы влияния в финансовом, бизнес, и в целом экономическом секторе и скандальном выяснении отношений.
Настойчиво продавливают свои позиции Мухтар Омуракунов и Аликбек Джекшенкулов, но, итоги выборов при учете даже массовых нарушений всё же дали понять, что им для достижения большого успеха в политике нужны огромные дополнительные усилия. Особенно получить ощутимую поддержку на юге, где позиции обоих весьма слабые.
Среди теневых претендентов , как утверждают некоторые сведущие СМИ следует выделить Мурата Иманкулова, на которого, возможно делает ставку ФСБ РФ.
Можно ожидать формирования новых союзов кланов на севере в целях спасения положения в свою пользу и противодействия нажиму южных кланов. Такая попытка была предпринята Урматом Барыктабасовым. Но, сегодня такие попытки ещё рано обозначать как значимые действия.
Таким образом среди северных лидеров никто не имеет неоспоримого преимущества. Богатые лидеры северных кланов сегодня озабочены тем, чтобы максимально обезопасить свой бизнес, и для сохранения статус кво прагматично пойдут на любые политические соглашения. Это их приоритет. Но для этого пока нет условий. Нынешняя парламентская политическая конструкция обещает им только ожесточенную схватку, продолжение войны кланов. Поэтому , через свои газеты, контролируемые общественные обьединения,и разные инициативные группы они пытаются ослабить своих конкурентов, и расширить для себя политическое поле. Нынешний расклад во власти тревожит их непредсказуемостью и жадным стремлением к переделу собственности. Вместо этого, они хотели бы иметь не посягающую на их собственность власть под лозунгом «воруй, но не мешай и нам воровать». Два президента не смогли сохранить разумный баланс между своим воровством и чужим. Поплатились. Игра с нулевым результатом продолжается и сейчас.
Юг .
Есть признаки постепенного превращения юга Кыргызстана в отдельное квазигосударство
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий