Мне приходилось встречаться с Рафиком Шамруллаевичем на разных конференциях и форумах, в последний раз это было в Нью –Дели на конференции по Центральной Азии. Его выступления, анализ, оценки и суждения привлекают внимание своей логикой, и стремлением смотреть на политику комплексно. Интеллектуал свои сомнения обустраивает между строк, накрыв их диалектикой. Неудобные для официального интеллектуала вопросы он помещает в уста своих оппонентов. Эти качества он продемонстрировал в этот раз, говоря о возможном влиянии арабских событий на Центральную Азию. Внимательный анализ политической философии Ислама Каримова и творчества Рафика Сайфулина обнаруживает идентичность в понимании того, что оба они называют «самобытным путем Узбекистана». Вместе с тем, Рафик Сайфулин мастер эзоповского стиля. Всё здесь... Р.Сайфулин: Уроки арабского для Центральной Азии - искренняя ...
«Веерное подключение к "финиковым" революциям ряда арабских стран вызвало... различные комментарии,- пишет он, которые, ...представляются не вполне логичными и корректными». Что не логично и что не корректно? Он утверждает, «можно не удивляться традиционно без апелляционной и агрессивной риторике В.Жириновского, который без тени смущения и сомнения указал на место следующей "революции" Среднюю Азию и Узбекистан, в частности». А вот здесь как раз –то стоит обратить внимание на умозаключение «сына юриста», поскольку он в присущей ему скандальной форме высказывает самые сокровенные желания и даже планы Кремля. Жириновский навроде виагры официальной Москвы – когда Кремлю хочется, но пока не можется, он тогда прибегает к услугам Владимира Вольфовича, который как сказал Геннадий Хазанов готов выступить «маленьким гигантом большого секса в СНГ».
«Казалось бы, ученые мужи, близкие к властным структурам России, - удивляется Рафик Шамруллаевич, - должны выстраивать свои выводы и оценки на основе хоть каких то системных обобщений и аргументов. Но их не видно и даже не слышно, только эмоции». Конечно, такое мнение может сложиться, если держать ориентир на вельможных интеллектуалов России, миссия которых была испокон веков одной – быть слугой власти. А свободная Россия высказывает разное, и есть много интересного. И даже нелицеприятного в отношении Ташкента. Но таково свойство острого ума.
«Отрицать проблемные тенденции в странах Центральноазиатского (ЦА) региона по меньшей мере наивно. Но это хорошо знают и местные власти, в частности и руководство Узбекистана. Есть ли в странах ЦА деформации в социальном расслоении общества по материальному признаку? Есть, но в той же России они на порядок выше»- мягко пытается уйти от реального разговора узбекский политолог. Логика для такого интеллектуала как Сайфулин просто примитивная. «Если у соседа ещё хуже, значит не так уж у нас плохо» - вот такая логика получается. Но узбеки, в поисках лучшей жизни убегают в Россию, где по логике Сайфулина, проблемы на порядок выше. В одном он прав, что в Узбекистане, что в России, одна задача – олигархический капитализм. В солнечном Ташкенте самые богатые это дочери Ислама Каримова,а в России – нквдшники Путина.
В очередной раз Рафик Сайфулин обращается к «теории самобытного Узбекистана» утверждая, что «для любого непредвзятого зарубежного наблюдателя, в случае его искреннего желания понять ЦА регион, станет очевидным, что социальная среда, менталитет населения и в целом общественно-политические и экономические условия в странах нашего региона, особенно в Узбекистане, резко отличаются от тех, что стали мотивом к революционным взрывам в некоторых арабских странах». Он приводит восемь аргументов в пользу этой теории. Но самое интересное заключается в умении узбекским политологом формулировать реальные проблемы современного Узбекистана, облекая их в форму защиты существующего строя в стране. Посудите сами. Защищая – мочит.
(1) "советское прошлое не прошло бесследно" и у значительной части населения закрепился светский образ мышления и жизни;
Сразу возникает вопрос – проводились ли в Узбекистане какие –либо обьективные исследования поддерживающие эту точку зрения? Если да, то почему бы не сделать сноску.
(2) отсутствует организационно оформленная инфраструктура оппозиции;
Откуда может появиться инфраструктура оппозиции, если она целенаправленно уничтожалась властью Узбекистана?
(3) подавляющая часть населения ориентирована не на политическую борьбу, а на решение своих повседневных бытовых и личных вопросов, образно выражаясь, народ ищет и находит хлеб, а не войну;
Политолог говорит – люди в Узбекистане не граждане, им не до проблем государства и нации, они занимаются проблемами выживания. Узбеки ищут хлеб. А где песни?
(4) в отличие от стран Арабского Востока местная "продвинутая" молодежь использует современные технические средства (Интернет, мобильную связь и др.) главным образом для личных бизнес и иных интересов;
В 2010 и по прогнозам в 2015 годах молодежь в возрасте от 15 до 39 лет будет составлять в Узбекистане более 11 миллионов человек из 28 и 31 миллиона человек всего населения соответственно. В Узбекистане большая безработица, молодежь ищет перспективы и в этой ситуации говорить о том, что она исключительно погружена в бизнес и личные интересы опрометчиво. Также говорили многие исследователи арабского Востока и эти события, где молодежь сыграла главную роль застали их врасплох.
(5) в целом, несмотря на объективные издержки, молодежная политика руководства Узбекистана дает свои результаты и позволяет удерживать подавляющую часть молодежи, особенно в Ташкенте и других крупных центрах, от следования псевдореволюционным лозунгам;
В этом пункте главное слово это «псевдо». Да, можно согласиться «псевдо –власть» и «псевдо –оппозиция». Разве можно назвать народной власть, где дочки президента олигархи? При этом более 2 миллионов узбеков – трудовые мигранты. В умении удержать власть Исламу Каримову не откажешь, но народной её не назовешь. Даже официально организованная любовь народа к лидеру какая-то стылая. Но, и оппозиция из гор Афганистана не вариант. Носамое интересное, чем дальше режим зажимает, тем больше надежд у тех, кто в Афганистане. Нормальную-то светскую интеллектуальную оппозицию не хотели терпеть. Закон политики – отвергаешь умеренных – имеешь дело с радикальными. Узбекский режим это продемонстрировал.
(6) официальное духовенство достаточно эффективно взаимодействует с государственными структурами;
Оно, видимо как служило в СССР КГБ, так и продолжает, по традиции. Хотя должно следовать Корану. Власть земная бренная, а их миссия служить высшей морали – любить ближнего своего, а не «эффективно взаимодействовать с государством». Служители культа должны защищать людей от государства, а не быть прокладкой между ними.
(7) процент населения "за чертой бедности" по западным стандартам (менее 2 долларов в день) значительно ниже, чем в охваченных революциями арабских странах (к примеру, уборщица в обычном кафе Ташкента зарабатывает не меньше 10 долларов в день);
Значит зарплата уборщицы в обычном кафе Ташкента в месяц $300. Раз так как утверждает узбекский политолог, то надо посмотреть всю линию заработков снизу вверх. Так ли это? С другой стороны, Ташкент это не весь Узбекистан.
(8) руководство Узбекистана достаточно эффективно проводит политику, нацеленную на удержание баланса интересов между региональными и клановыми лидерами и "авторитетами", не допуская ни ущемления, ни доминирования их позиций.
Здесь следует признание важной роли региональных и клановых лидеров в политике, и неких «авторитетов». Рафик Сайфулин в этом эпизоде утверждает следующее: «власть эффективно поделена между региональными и клановыми лидерами, «авторитеты» при деле, никого из выше перечисленных Ислам Каримов не ущемляет, но и покуситься на свою власть не даст». Что самое интересное в этом рассуждении это схожесть с мировоззрением Хосни Мубарака.
«Наконец, важным фактором является то, что по различным причинам практически никто из внешних сил не заинтересован в дестабилизации обстановки в ЦА регионе, особенно в Узбекистане».Вот с этим заключением категорически не согласен Ислам Абдуганиевич:» Это подрывные действия, организованные и управляемые извне.Силы, организовавшие диверсию, стремились втянуть Узбекистан в это противостояние», - это слова узбекского президента.
Последний абзац в статье политолога замечателен стремлением прощупать позиции: «В этой связи возникает закономерный вопрос, что является причиной скороспелых прогнозов, которые больше напоминают некий приговор? Либо те, кто с легкостью предрекают революции Узбекистану и другим странам региона, не то чтобы не знают, но даже не осознают, что не знают наш регион. Либо, это основанный на непонятных амбициях некий заказ, что было бы особенно печально. Тем не менее, сохраняется уверенность, что это не характерно в целом для позиции России, руководство которой понимает всю пагубность для себя любых попыток "взорвать" ЦА регион».
Возможно ради вот этой заключительной мысли писалась эта статья. Как официальный Ташкент, так и интеллектуалы Узбекистана думают над вопросом – Что задумала Москва?
Если коротко, Кремль имеет намерение сменить соотношение сил в Ташкенте в свою пользу и ждёт благоприятного момента. Ждать, видимо осталось недолго.
В подарок замечательному узбекскому политологу помещаю песню группы "Eagle" - "Take it Easy".
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий