Люди оценивают события и жизнь вообще с разных позиций. Кто-то привык к оптимистичным подходам - "Всё что ни делается к лучшему". Кто-то смотрит на дела пессимистично - "Получилось как всегда". Есть фаталисты, люди, видящие во всём силу закономерности, предопределенности - "Несите свой крест, за вас всё уже решено".
Но есть ещё реалисты. Они бывают разные.Классические, структуралисты. Они смотрят на то, что происходит, с точки зрения наблюдателя и пытаются называть вещи своими именами. Вместо "авторитарный режим", они предпочитают говорить "преступный клан". Потому что авторитаризм Ли Куан Ю и правление нынешнего кыргызского руководства нельзя квалифицировать как однопорядковые вещи. Реалисты в поступках настоящего хотят увидеть черты будущего. Посмотрим реалистично на мир рядом и вокруг нас.
(1) Кыргызы всёрьез обсуждают вопрос о своей родо-племенной принадлежности и даже уже начали принимать обращения от имени собрания племен. Это реальность. Если процесс пойдет дальше, то де факто, а потом и де юре родовая структуризация кыргызского общества может не позволить установиться абсолютизму во власти, но и не даст создать устойчивое государство. Какая-то часть кыргызов будет вынуждена отделить себя от традиционного общества или эмигрировав или создав свой анклав. Получается, утверждают реалисты, что кыргызов коммунизм насильно привел в лоно европейской цивилизации (коммунизм - европейское, западное явление) а теперь они возвращаются в своё естественное состояние. Значит ли это, что демократия и рынок как западные явления пока в отложенном состоянии для кыргызов? Реалисты считают, что пока кыргызы, как японцы не сделают сверхусилия, или как немцы не воспользуются малым опытом довоенной демократии, адаптировать современные формы управления государством будет невозможно.
(2) Никак не удаётся в Кыргызстане сформировать хоть одно эффективное, приличное правительство и в целом политическое руководство. Причём во власть идут с одной целью - с целью наживы. Как это можно обьяснить? Реализм нам говорит, что ответ надо искать в особенностях культуры народа.
(3) Сейчас, по происшествии 20 лет после СССР стало понятно, что единая Центральная Азия - это миф. Иллюзией оказалось многократно повторяемое культурно-историческое единство. Его нет. Реализм нам говорит, что народы всё более отдаляются друг от друга и более вероятно, что в будущем это будут слабые враждующие между собой государства. Реалисты утверждают, что чем мечтать о несуществующей дружбе, лучше готовиться к сопротивлению. Это реалисты придумали "Хочешь мира, готовься к войне".
(4) Что будет после И.Каримова? Что будет после Н.Назарбаева? Эти вопросы всё чаще стали задавать в связи с приближением натуральной смены лидеров. Народы можно перехитрить, но убежать от смерти не удавалось никому. Реализм нам говорит, что состояние элиты, экономический и социальный потенциал, политическая культура и внешние факторы не позволяют оптимистично смотреть в будущее всех стран региона. Будет примерно тоже самое. Для лучшего сценария просто не хватает предпосылок. Не стало Туркменбаши, но тень его осталась. Скорей всего народы будут продолжать жить ещё несколько десятилетий в тени своих традиций и проблем.
(5) Социологические исследования в 2008 году выявили, что 21 % литовцев, 24% болгар, 24% румын, 30% венгров и 38% поляков считают, что они выиграли от падения Берлинской стены. Большинство "новых европейцев" разочарованы в посткоммунистическом мире. Реализм нам говорит, что такого рода массовые настроения будут усиливать консервативные тенденции в политике.
(6) Утверждают, что Путин хочет воссоздать СССР на новой основе. Формируется же, говорят некоторые оптимисты Таможенный Союз. В Центральной Азии, кроме Казахстана жизнь стала намного хуже, чем при СССР. Не случайно идеи о создании конфедерации или прямого присоединения к России не встречают особого отпора. И впрямь, если сейчас провести референдум о соединении с Россией, большое количество среднеазиатов скажут "да". Но, реализм говорит, что помимо некоторого, даже довольно сильного настроя должны быть обьективные обстоятельства. У России своих проблем хватит на век вперед, у неё нет ни сил, ни возможностей это осуществить. Не состоялось союзное государство Россия-Беларусь, а что уж говорить об остальных странах. Первыми против союза будут правящие круги - им есть что терять. Они все очень хорошо устроились. А народам нечего терять, кроме своей безысходной жизни. Но, народы мало что решают.
(7) Многие разделяют оптимистичный настрой в отношении благотворного влияния быстро развивающегося Китая. За период с 1992-2007 годов доля КНР во внешнеторговом обороте стран региона возросла с 1 до 14% внешнеторгового оборота государств региона: Кыргызстана – от 2 до 27%; Узбекистана – от 0,3% до 11%; Таджикистана – от менее, чем 0,1% до 16%. По итогам 2007 года на долю сырьевых ресурсов в поставках из стран Центральной Азии в Китай пришлось около 91%. А доля готовой продукции в поставках из КНР в страны региона составила до 86% всего китайского экспорта в Центральную Азию. Реалисты говорят о постепенном и неумолимом превращении Центральной Азии в сырьевой придаток экономики Китая. Помимо этого реализм нам говорит, что экономика это важно, но политика тоже имеет значение. Поэтому, с точки зрения политики непонятно что можно ожидать от Китая в ближайшие 50 лет. Потому что сам Китай в политическом плане загадочен. От коммунизма остались только названия. А когда Китай будет политически меняться, что это будет означать для Центральной Азии?
(8) Народы Центральной Азии всё глубже запутываются в клубке неразрешимых проблем. С точки зрения реализма, государства не в состоянии решить проблему распределения воды. Раз воды будет становиться всё меньше, а проблема не будет решаться, что тогда будет? С 1950 по 2000 гг. население Кыргызстана увеличилось с 1,740 до 4,921 миллиона человек. Население Узбекистана за это время увеличилось с 6,314 до 24,881 миллиона человек. В Таджикистане с 1,532 до 6,087 миллиона человек. Реалисты утверждают, что в 2050 году население Узбекистана будет 40,513 миллионов человек, Кыргызстана - 7,538 миллиона, Таджикистана - 9,763. Учитывая огромную эмиграцию трудоспособного воспроизводящего потомство, населения из Кыргызстана реалистичнее представить страну, испытывающую огромное внешнее демографическое давление и в связи с этим вынужденную пойти или на реорганизацию государственного устройства или живущую в состоянии тлеющей войны с соседями.
С реалистами порой скучно, но надежнее. Темы с точки зрения "реализма" и "неореализма" будут иметь продолжение.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
5 комментариев:
Байке, пикирлериңизге кошулабыз туура айтасыз. Бирок, жазгандарыңызды кыргызча жазсаңыз элге түшүнүктүү болот эле. Максатыңыз эмне? Пикирлериңизди кимге айтып жатасыз, элби же "элитабы"?
На Ваш взгляд возможно ли возвращение или создание новой идеи, преодолевающей все описанные Вами деструктивные факторы, в виде родо-племенной принадлежности или факторах, в основе которых лежат культурные особенности, на основе которой была бы возможна консолидация общества. Или же цель наживы и желание каждого жить здесь и сейчас неуклонно приведет к краху государственности? И, если это возможно, то кому конкретно под силу сгенерировать и взращивать эту идею, будь то национального единства, народного согласия или какого бы ни было еще, главным образом, призванной приостановить разложение, размежевание общества?
Нурланбекке жооп. Саламатсызбы Нурланбек,
Суроо берип, кызыкканыныз учун чон рахмат. Максатым - Кыргыз Жери Бактылуу Адамдардын олкосу болуу.
Статистика боюнча - 2 жылдын ичинде менин блогума кирген адамдардын 90% орус тилинде иш алпаргандар, алардын копчулугу англис тилин дагы билет. 10% чет мамлекеттиктер - алар менин блогуму такай пайдаланат. Блогумда жазылган материалдарды жума сайын эч болбогондо 5-6 сайттарда таап корсо болот. Мен озумдун чойромо жараша иш алпарып жатам. Кызыкса –кош келдиниз дейм. Жалпы элге кайрылып дегендей амбициям жок. Бийлик мени кызыктырбайт.
Депутат болгон учурда деле жалпы эл менен эмес, конкретуу адамдар менен иштегенди жактырганмын. Эл арасында даанышман, акылы тунук адамдар коп. Ошондой адамдарга жол ачуу менин максатым.
Толугуму менен кыргызчага отсом аудитория отто чектелип калат. Анткени блогумдун максаты саясат эмес, ой жугуртуу, пикир алмашуу. Мага такай жазган адамдарга аябай ыраазымын. Алардан коп нерсени уйронуп жатам. Жакшы коом жакшы идеялардын алдында тузулот. Жолун таппагандар – жакшы ойюн жоготкондор.
Андан тышкары кыргыз жаштар дуйнолук чет тилдерди билмейинче олко онукпойт. Анткени, тилекке каршы, кыргыз тилинде сапатуу заманбап билим алыш жана тен тайлашата турган бизнести онуктуруу азырынча мумкун эмес. Ошондуктан, кыргыз тилди онуктуруш учун практикалык жолго отсо болмок. (Бул озгочо маселе)
Элибиз бар, бирок келечекке жол ачкан элита жок. "Элита" дегендер жалпысынан чонтоктун эле денгелинде калды. Оодо чыгалбады. Ууру - арзыматтардын катмарын элита деген туура эмес. Ошон учун олкобуз дагы эле карангы тундо журот. Азыр 1 миллиондон ашык кыргыздар баардык континенттерде журот. Балким алар башка турмушту коруп, жаны билимге ээ болуп, олкону алдыга туртот.Балким.
Мен кимге пикирими айтып жатам? СИЗГЕ. Тушунгон мекендештериме.
Саламым менен,
Бакыт Бешимов
Ответ Алтынай,
Спасибо Алтынай за коммент.
Конечно, возможно. Для этого необходимо появление какой-то группы передовых людей, которые на основе прогрессивных идей смогут остановить процесс разложения общества и создать платформу для движения вперед. В политистории это явление называют «младотурки». Главная проблема, на мой взгляд, в отсутствии передовой элиты. Той элиты, которая способная осуществлять прогрессивные перемены. Нации, также как и всё на этом свете подвержены трансформации. Япония в первой половине 20 века отставала от Бразилии и других латиноамериканских стран и поэтому в поисках лушей доли японцы массами переселялись на этот континент. В начале 1960-х годов Южная Корея по доходу на душу населения уступала Папуа-Новой Гвинее и Нигерии. Посмотрите какой скачок произошел в Японии и Южной Корее за 30 лет. А Кыргызстан за 20 лет не смог создать основы новой экономики и государственности.
Успехов Вам.
С уважением,
Бакыт Бешимов
А как вы думаете, быть может ислам сможет сыграть некую объединяющую роль, в плане отхода от родоплеменных отношений? И вообще стать неким объединяющим фактором в центрально-азиатском регионе?
Отправить комментарий