На самом деле, по моему, этот вопрос никогда серьезно и глубоко не обсуждался в Кыргызстане. В начале 2005 года газета «Общественный рейтинг» начала было дискуссию, но всё закончилось тривиальным восхвалением\ порицанием конкретных кандидатов. Недавно, один журналист из Кыргызстана написал мне о формуле успеха. Он утверждает, что стране нужен один сильный лидер, который с 200 или 300 светлыми ребятами может изменить положение к лучшему. Кстати так думают очень многие. При внимательном взгляде видно же, что это из области благих пожеланий, мало имеющих общего с реальностью.
Как относиться к 20 летнему правлению Акаева и Бакиева с точки зрения исторической необходимости или общественной потребности? Было ли их правление исторической случайностью – неким стечением случайных обстоятельств, или это закономерно вытекало из постсоветского состояния страны и народа? Учитывая, что оба президента были свергнуты, можно ли считать их избрание и правление ошибкой общества? Как измерить меру ответственности общества за трагический финал лидерства? Кто больше виноват в провале национального лидерства - президенты или общество и как это измерить? Если считать правление двух президентов ошибкой как утверждает большинство кыргызстанцев, то сделало ли кыргызстанское общество надлежащие выводы и выработало ли механизм правильной селекции лидера нации? Является ли переход к парламентской форме правления более совершенным способом определения национального лидерства? Как следует разграничить ответственность общества за отбор лидеров от ответственности политической элиты? Кто играет решающую роль в селекции национального лидера в Кыргызстане – общество или политическая элита и почему? Не являются ли выборы простой легитимизацией решения элиты?
На множество таких вопросов у кыргызов пока нет ответов. Зато есть критерии финансовые, регионалистские, и отношение к России, в которую уже переселилось полее миллиона кыргызов.
Поэтому важно думать над этой темой, обсуждать и делать выводы.
Тем более что приближаются обычные кыргызские президентские выборы. Общество обсуждает шансы претендентов. Как всегда желающих много, но выбор небольшой. Какие факторы будут иметь рещающее значение при выборе фаворита? Первое –финансы. Выборы в Кыргызстане, где основное население бедное, вся система государственной власти коррумпирована, превращаются в дорогое мероприятие. Шансы олигархов или ставленников внешних сил высокие. Второе- внешняя поддержка Москвы. О вмешательстве остальных внешних сил убедительных свидетельств нет, одни беспочвенные предположения. Только Кремль при Путине откровенно продвигает своих людей в верховную кыргызскую власть. Не на пустом месте это делается. Вот уже более 150 лет кыргызские политики оспаривают благосклонность Москвы, и при её подстрекательстве взаимно уничтожают друг друга, и попутно соседей, как это случилось с казахом Кенесары Касымовым. Кстати это старая среднеазиатская традиция. Третье – это региональный фактор. Сможет ли северный лидер разделить голоса южан, или сможет ли южный лидер обьединить весь южный электорат, и получить-купить хоть малую поддержку на севере – вот дилемма претендентов на президентство и отцов закулисных политических интриг.
Выбор лидера раздробленной нации в течение последних двух десятилетий был спонтанным, и определялся неким стечением обстоятельств. Если судить по результатам, то получается что всё кыргызстанское общество не смогло сделать осознанный выбор дважды и выдвинуть подходящего лидера, которого не надо было насильно свергать и изгонять? Интересует и такой вопрос. Почему кыргызстанцы всю вину за плачевное положение возложив на свергнутых президентов, и их кланов, обьявив их грабителями и коррупционерами, тем не менее продолжают продвигать во власть таких же коррумпированных политиков? Может в ответах на эти вопросы и заключается часть обьяснения трагической истории всех главных лиц кыргызского политического Олимпа и всей страны?
Прежде чем перейти к главному вопросу о связи между потребностями народа в определенном лидере и персональными качествами того или иного лидера, рассмотрим как же вопрос о лидерстве решался в течение последних 20 лет.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий