Информагентство 24.kg. разместило на сайте выдержки из отчета Международной независимой исследовательской комиссии по анализу конфликта в июне 2010 года на юге Кыргызстана. Международная независимая исследовательская комиссия подчеркивает: «Настоящий отчет основан на исчерпывающих интервью и анализе, осуществленных IIC в Кыргызстане и за его пределами. Рассмотрены более 750 показаний свидетелей, 700 документов и несколько тысяч фотографий и фрагментов видео». В отчете подчеркивается, что у »комиссии был мандат на квалификацию нарушений и преступлений в рамках международного права, определение ответственности и предоставление рекомендаций властям КР».
Прошу учесть читателей предварительный характер анализа поскольку полный текст отчета ещё не опубликован. Но, главные выводы сделаны, они по утверждению Киммо Килльюнена не изменятся, несмотря на замечания кыргызского правтельства.
Что можно сказать о выводах комиссии? Члены международной комиссии подошли к написанию отчета тщательно, предупредительно, очень осторожно, вдумчиво подбирая слова и выражения, а также взвешенно формулируя выводы. Но, даже через этот академический и временами дипломатический языки повествования прорывается та правда, о которой неустанно говорят многие свидетели трагедии. Главный вывод состоит в утверждении о прямой виновности временного правительства в провоцировании кровавой трагедии ради обладания властью. Таким образом, факты приведенные в отчёте свидетельствуют об ответственности Временного правительства за массовую гибель людей, разрушение их жилищь, превращение сотен тысяч мирных жителей в вынужденных беженцев. Предварительное сравнение многочисленных интервью всех членов Временного правительства о конфликте, с данными отчета международной комиссии показывает серьезное расхождение, и существенные несостыковки в показаниях членов Временного правительства. Складывается впечатление об их попытках по намеренной дезинформации и стремлении ввести общественнность в заблуждение. Международная комиссия утверждает: «Несколько членов ВП, включая Отунбаеву, Атамбаева, Текебаева, Бекназарова и Каптагаева, несколько раз в день звонили Батырову. Он сказал IIC, что поддерживал регулярный контакт с членами ВП. Батыров вместе с другими лидерами сообщества и мусульманским духовенством начали мобилизацию узбеков из Джалал-Абадской и Ошской областей. Текебаев предположительно сказал ему: «Вы хотели участвовать - давайте, участвуйте сейчас».
Следующее заключение Международной комиссии говорит о преступной безответственности временного правительства:»вслед за падением Бакиева в апреле растущее непостоянство на юге не было основным фокусом временного правительства. По мнению комиссии, временное правительство было занято «перераспределением власти, бакиевских ценностей и предлагаемой новой Конституции». «Государство практически полностью устранилось от межэтнической политики».
Международная комиссия опровергает официальную версию временного правительства о подготовке Бакиевыми конфликта на юге. «Однако существует мало доказательств для обвинения Бакиева в планировании июньских событий, - прямо говорится в отчете. Следует заметить также о демонстративной не поддержки официальной версии Временного правительства о виновниках конфликта всеми странами ШОС и ОДКБ.
Обратите внимание на эти выдержки из отчёта: «Столкнувшись с попыткой сторонников Бакиева захватить власть в мае, временное правительство прибегло к обращению к лидерам узбеков за помощью. Их собственные ресурсы доказали свою неадекватность. Местные кыргызы интерпретировали поведение узбеков как угрозу государственности. Публичные заявления временного правительства создали страх, что кыргызы будут коллективно рассматриваться как сторонники Бакиева и временное правительство сделает узбеков основной своей властью на юге. Временное правительство воодушевляло Батырова, с которым несколько членов правительства имели близкие связи, выйти с требованиями. Временное правительство не имело представления об эффекте, который произвела его вовлеченность с узбекскими лидерами на южных кыргызов. Вместо этого оно в первую очередь рассматривало узбеков как дополнительный источник в их борьбе за власть с оппонентами и, следовательно, как козел отпущения для политических проблем после сожжения домов Бакиевых. Это разозлило узбеков, не смогло успокоить местных кыргызов и оставило уважение к центральной власти на самой нижней точке в Джалал-Абаде».
«В течение нескольких последующих дней после апрельской «революции» начались курултаи узбеков, спонсируемые Батыровым и другими лидерами Узбекского национального культурного центра. В ответ на приглашение временного правительства сформулировать требования курултаи рассмотрели вопросы, включающие переименование государства в «Республику Кыргызстан», признание узбекского региональным языком в местах компактного проживания узбеков, повышение представительства во власти и правоохранительных органах, таких, как милиция, налоговая инспекция и прокуратура, и устранение ограничений на использование узбекского языка. Несмотря на слухи о противоположном, требование об автономии не было сформулировано во время курултаев».
«Временное правительство, которое получило власть за два месяца до событий, либо не признало, либо недооценило ухудшение в межэтнических отношениях на юге Кыргызстана. Аргументы, выдвинутые президентом Отунбаевой, о том, что всплеск насилия был таких размеров, что временному правительству было сложно его сдержать, не освобождает власти от их основной обязанности по защите населения. IIC находит, что насилие в июне разумно предполагалось и что временное правительство должно было разработать чрезвычайный план, который смог бы его сдержать. В особой степени временное правительство несло ответственность по обеспечению того, чтобы органы безопасности были соответствующим образом обучены и необходимым образом экипированы, чтобы справляться с ситуацией гражданского неповиновения», - к таким выводам приходит Международная независимая исследовательская комиссия.
«IIC считает, что действия других деятелей не отвечали требованиям. Генерал Исмаил Исаков, специальный представитель временного правительства по югу Кыргызстана, принял фактическое командование над штабом операции и силами безопасности в городе Оше и Ошской области. Его неспособность направить силы безопасности с четкими приказами и правилами участия, обеспечивающего использование несмертельного оружия 11 июня и в последующие дни, представляет серьезное упущение. Комендант города Оша Бакыт Алымбеков незаконно отказался от контроля над правоохранительными органами в пользу генерала Исакова и не выполнил обязательства по обеспечению уважения прав человека во время восстановления порядка», - отмечает IIC.
«Комендант Джалал-Абадской области Кубатбек Байболов не сумел принять все меры в рамках его полномочий для прекращения насилия в Джалал-Абаде. В настоящее время он является генеральным прокурором и не смог обеспечить того, чтобы следствие и преследование по преступлениям, совершенным во время событий и в последующий период, проводились в соответствии с национальными и международными правовыми обязательствами Кыргызстана. Националистическая риторика мэра города Оша Мелиса Мырзакматова не способствовала снижению межэтнического напряжения», - подчеркивается в отчете. Майские события в Джалал-Абаде повлияли на атмосферу в Оше. И гражданские власти, и силы безопасности были озабочены. Бекназаров считал, что демонстрация силы поможет, и проинформировал прокурора Оша об этой точке зрения. 21 мая милиция арестовала узбекского - за владение газовым пистолетом - лидера Абдрасулова. Это имело обратный эффект, нежели ожидал Бекназаров. Несколько сотен молодых узбекских мужчин собрались в помещении милиции, где содержался Абдрасулов, и потребовали его освобождения. В ответ группа кыргызских мужчин начала собираться в кыргызских районах. Милиция отпустила Абдрасулова, чтобы рассеять напряжение».
Мнения многих свидетелей, опубликованные в прессе, видеоматериалы в Интернет, обращения, заявления и призывы многих общественных организаций и движений подтверждают вышеназванные доводы.
Как комментируется отчёт международной комиссии? Членами Временного правительства резко отрицательно. Оно и понятно. Из заключения комиссии следует что они преступники и должны быть на скамье подсудимых. Что касается экспертов, то предварительный анализ их комментариев показывает недостаток профессионального отношения к серьезному документу. Многие из них отнеслись к выводам комиссии с точки зрения политической целесообразности, а не с позиций компетентного анализа. «...Некие политические силы,- по мнению одного из них, - могут набрать себе дивидендов в связи с начинающейся президентской гонкой для очернения временного правительства», другой эксперт, кстати член национальной комиссии по расследованию июньских событий до сих пор вместо ГКНБ говорит СНБ, а третий без всяких аргументов говорит о слабой методологии отчёта.
Кыргызскому обществу в лице национальной элиты важно внимательно и ответственно отнестись к этому документу международной комиссии. Во-первых для выявления истины, правдивой картины конфликта. Это необходимо для сохранения мира и спокойствия в стране, установления справедливости и привлечения к ответственности виновных. Во-вторых, для сохранения позитивного имиджа Кыргызстана в мире. Документ будет широко распространятся, изучатся, и комментироваться. Поверхностное, однобокое, сиюминутное, политически целесообразное отношение к этому отечественных политиков и интеллектуалов поставит кыргызов в ещё более сложное положение. Мировая общественность поймет и поддержит стремление Кыргызстана осознать ошибки и выйти из кризиса, но никто не поймёт глупую упертость и отсутствие желания к позитивным переменам. Судьба Кыргызстана и его будущее не могут быть заложниками группы членов Временного правительства и их окружения, спровоцировавших конфликт. Ведь и без заключения международной комиссии, многие в стране, особенно свидетели этого конфликта считают Временное правительство ответственным за трагедию. Они, вчера нещадно критиковавшие Бакиева за неспособность признать ответственность за преступления, сегодня ещё хуже, чем он упираются в своей ошибке. Déjà vu, однако.
Комментариев нет:
Отправить комментарий