Оборачиваются назад, из за того что впереди ничего не видят

понедельник, 25 апреля 2011 г.

Кредо Нурсултана Назарбаева и судьба Казахстана

Дэвид Крамер и Сэм Паттен опубликовали в газете «Вашингтон Пост» статью « Фиктивная демократия Казахстана», где политический курс Нурсултана Назарбаева именован курсом удаления от демократической системы управления. В независимом Казахстане по мнению авторов, не было свободных и справедливых выборов по международным стандартам. Под вопросом в этой стране и свобода прессы. Когда речь идет о фундаментальных свободах, Казахстан имеет самые низкие оценки, - считают авторы. Они опровергают утверждение президента Казахстана о необратимом движении страны к демократии, и считают такие заявления фальшивыми.

Огромные запасы нефти и последовательное участие Казахстана в войне против террора и сотрудничество по поддержке Северной Распределительной Сети (СРС) по которой НАТО и США осуществляют поставку грузов в Афганистан, могут, считают Дэвид Крамер и Сэм Паттен приглушить критику Запада. Но факт остается фактом – страна, вопреки заявлениям и обещаниям президента идет по пути авторитаризма без признаков реальной демократизации. Они полагают следование авторитарному курсу и игнорирование существенных политических реформ неизбежно приведет к недовольству населения. «Это тупиковая стратегия», - делают выводы они о пути Назарбаева. Здесь...Kazakhstan's fictional democracy - The Washington Post

С точки зрения требований Фридом Хаус, и вообще западных стандартов ситуация в Казахстане так и выглядит. Но, Нурсултан Назарбаев, несмотря на многие заявления о демократии в Казахстане, не собирался и не собирается проводить политические реформы в стране по западным стандартам. В этом все дело! У него свое видение как и когда идти к демократии. Внимательное изучение его политической философии ясно свидетельствует о следующем:

- Он сторонник просвещенного авторитаризма для пост-советского Казахстана. На него огромное, если не рещающее влияние оказали взгляды «отца современного азиатского авторитаризма» лидера Сингапура Ли Куан Ю. У меня нет сомнения, что он, планирует, выбрав надежного преемника, остаться главным политическим лицом – ментором новой казахской национальной элиты. Если конечно здоровье позволит. Поэтому распределение сил внутри высшей казахской политической элиты очень важно для понимания будущего этой страны. Назарбаев вряд ли явит миру своего преемника в ближайшее время, опасаясь нарушения равновесия, несмотря на то, что нескольких кандидатов он уже выделил. Смена власти и изменение режима в стране по западным стандартам не стоит на повестке дня ни Назарбаева ни большинства казахской политической элиты. Они опасаются как скатывания страны по пути срезнеазиатского султанизма, так и преждевременной демократизации.

- Он сторонник экономического детерминизма и постепенного, очень осторожного перехода к демократии. Через его выступления красной нитью проходит мысль о первичности экономического развития, формировании среднего класса как основы перехода к реальной демократии. По его убеждению для перехода к демократии необходимо достичь сренеевропейского уровня доходов на душу населения и развития высокой политической культуры. Назарбаев не прибегает к беспощадным репрессиям как узбекский режим, но пресекает все попытки «кыргызского сценария» у себя. Он дружески пытался несколько раз смягчить отношение Ислама Каримова к оппонентам, и открыто советовал Аскару Акаеву воздержаться от поспешной демократизации. Он иронизировал над султанизмом Туркменбаши, тепло поддерживал начинания Саакашвили как молодого лидера, инвестируя в экономику Грузии, пытался отговорить Путина не передавать руль, зная, что он все равно за руку приведет Медведева, преподнес щедрый подарок Карзаи, выделив $50 миллионов на обучение студентов-афганцев. Когда возникли два сильных противоречия – один с Лукашенко по поводу интеграции в СНГ в рамках Томоженного Союза, а другой с Каримовым из-за отношения к Центральноазиатской интеграции, он не довел их до конфликта и оставил в замороженном состоянии, уповая что время все рассудит. У него нет сопоставимого оппонента в Казахстане из-за отсутствия политической конкуренции, и конформистской натуры казахской элиты.

- Назарбаев - политический лидер, тонко чувствующий баланс между персональной жаждой власти и коренными интересами нового государства. Интересы молодой страны и его политические амбиции сегодня совпадают. Они не находятся в конфликте как в большинстве стран СНГ. Назарбаев признанный лидер страны - большинство граждан неподдельно уважают его за то, что он сделал Казахстан успешной пост-советской страной. Благодаря его мастерству управления, Казахстан, в социально-политическом плане выделяется среди энергобогатых стран СНГ, и по последовательности реализации стратегии развития выглядит лучше России. Казахский лидер умело вышел из Казахгейта, избежал громких скандалов, и показал себя солидным государственником, стоящим над всеми политическими силами и социальными слоями.

- Назарбаев, глубоко понимая Евразиатские суровые реалии, смог выстроить разумные отношения со всеми центрами силы в мире, продвинуть Астану как центр стабильности в Евразии. США слегка задевают его за авторитарность, но признают его выдающуюся роль в пост-советской трансформации региона. Китай, вопреки своей культуре сдержанного, чрезвычайного осторожного отношения к проявлению внимания, открыто считает Казахстан лидером региона и подчёркивает высокое уважение к Нурсултану Назарбаеву. Россия считает Казахстан надежным партнером и проявляет подчеркнуто уважительное отношение к позиции казахского президента. Казахстан имеет самые интенсивные контакты с НАТО среди стран СНГ, зримо участвует в операциях США в Ираке и Афганистане, и в тоже время развивает перспективные военно-стратегические отношения с Россией, в формате ШОС и ОДКБ. Назарбаев создал энергоклуб с Россией, и в тоже время успешно проводит нафтепроводы в Китай, открыто лоббирует диверсификацию энергоресурсов страны и региона, мешая России стать монополистом на постсоветском пространстве. Под его руководством, Казахстан постепенно превращается в региональную державу, укрепляя экономику и вооруженные силы, инициируя важные международные дела.

Политическая жизнь Нурсултана Назарбаева заслуживает самого пристального внимания. На мой взгляд, он несомненно выдающийся государственный деятель нашего времени. И как у любого выдающегося деятеля у него есть тяжелый груз, ахиллесова пята, неразрешимые проблемы, и сильные вызовы. Между сильным диктатором и государством всегда идёт невидимая борьба. Или диктатор сьест страну, или страна переварит диктатора. В случае с Назарбаевым вопрос состоит в его умении сохранить взвешенное мудрое отношение к государственным делам до конца политического пути. Как нередко случается в истории, одна серьезная ошибка может сыграть роковую роль и обрушить всю карьеру. Несмотря на успехи, лидерство Назарбаева оставляет открытым главные вопросы национально-государственного строительства. Сможет ли народ Казахстана укрепить государственные и общественные институты и обеспечить прочность политического режима для сохранения устойчивого развития страны? Доминирование Назарбаева задерживает укрепление общественных институтов, ослабляет процесс естественной селекции политической элиты, укрепляет коррупцию и ведет Казахстан по пути олигархического капитализма. С его выдающимися заслугами казахи будут считаться, но вряд ли они будут терпимо относиться к нуворишскому стилю жизни его семьи. Модернизаторская политика Назарбаева постепенно вступает в противоречие с его личными политическими интересами. Новое поколение казахов, особенно получившие образование на Западе бизнесмены и государственные служащие, отдавая должное Назарбаеву, тем не менее больше думают о приходе более современного лидера. Следование Назарбаевым философии Ли Куан Ю не обязательно сделает его патриархом казахской нации на многие десятилетия вперед. Не исключается вероятность конца его политической карьеры как индонезийского диктатора Сухарто. Сильная рука Назарбаева сегодня может стать в будущем причиной политического разлома Казахстана. Казахский президент не раз предупреждал казахов, а также кыргызов быть бдительными и хранить единство, чтобы не стать жертвой хищных соседей. Да, он прав, хищники, желающие прибрать Казахстан к своим рукам есть. Но, уверен ли казахский патриарх, что его личное господство не ослабляет национальное лидерство на годы вперед, и тем самым не бросает страну под ноги этим хищникам?

Комментариев нет: