Вначале обратим внимание на сухие официальные показатели о состоянии экономики Кыргызстана. Оказывается, около 73 процента дефицита бюджета Кыргызстана в 2011 году будет финансироваться за счет доноров. Об этом сообщается в новом отчете Азиатского банка развития. По его данным, значительный дефицит бюджета связан с ростом расходов правительства Кыргызстана и его стремлением не снижать социальные выплаты из опасений вызвать нестабильность. Самостоятельно закрыть дефицит, по мнению экспертов АБР, Кыргызстан, не сможет. «В прошлом году инфляция достигла 19,2 процента на конец года, цены на продовольствие выросли на 27 процентов», — добавляет АБР. Министерство экономического регулирования (МЭР) сообщило, что по итогам прошлого года уровень ВВП снизился на 1,4 процента. За первый квартал 2011 года инфляция уже превысила шесть процентов.
Простой анализ наталкивает на вывод – Кыргызстан не в состоянии экономически самостоятельно существовать. Без внешней финансовой помощи страна - банкрот.
Внешний фон продолжает оставаться неблагоприятным для слабого Кыргызстана. Привлекать инвестиции, брать в долг легкие деньги очень трудно. Это плохие новости для строительства, бизнеса, банковской сферы. Финансовая помощь правительству будет направлена только на спасение страны от развала. Цены на продовольствие в мире будут продолжать расти, ухудшая положение бедного населения Кыргызстана. Из-за снижения покупательской способности населения в стране и на соседних рынках ослабевает торговля. Продолжается исход из Кыргызстана экономически активного населения.
В этих условиях частое использование термина «профицит» премер-министром должно серьезно настораживать элиту и общество. Не предоставив исчерпывающего анализа и убедительных аргументов, правительство ставит вопрос о вступлении в Таможенный Союз, который является обьединением пока не принятых в ВТО государств. Ни президент ни премьер-министр так и не определили главную линию движения страны. В каком направлении будет двигаться страна и почему? На это ответа нет. Не ясно какой пакет законов парламент собирается принять для мотивации экономики, выравнивания торгового баланса. Продолжение фискальной и экономической политики в таком направлении неизбежно приведет к конфликту между нищим населением, частью злого гражданского общества и правительством, и краху нынешней правящей политической конструкции. Так называемая оппозиция в парламенте вряд ли от этого выиграет, как надеются её многие представители, поскольку как авторов новой формы правления их тоже не пощадят. Статистика конфликтов за десятилетие, напряженность в кыргызском обществе, мировоззренческое состояние людей говорят, что 2005 и 2010 годы были возможно подготовкой главного кыргызского бунта.
Что необходимо делать в этих условиях?
- Прийти к консенсусу в государственных органах- правительству, парламенту и в обществе в отношении приоритетов страны на ближайшие два-три года. Надо найти ответ на главный вопрос – как выйти из кризиса? Большинство населения и ядро политической элиты должно консолидироваться под лозунгом спасения страны.
- Конструктивно работать с международными финансовыми институтами и донорами, чтобы удержать страну на плаву, и начать кампанию экономического образования населения с целью рационализации финансовых ожиданий людей. Не продуманное массовое повышение зарплаты только усугубит финансовое положение, и надбавки будут сьедены инфляцией. Адресная помощь беднейшим является более разумным подходом.
- На время, два-три года, которые являются чрезвычайными для выживания государства установить мораторий на псевдодемократическое соревнование, которое уничтожает государство. Надо срочно прекратить заниматься на государственном уровне левым популизмом, псевдодемократией, и начать трезво смотреть на ситуацию.
- По всей стране установить режим строжайшей экономии и бережливого отношения к собственности. Все процедуры вмешательства в экономику и бизнес отменить кроме того когда это касается борьбы с коррупцией, сокрытием налогов и рейдерством.
- Принять пакет законов чрезвычайного характера, в соответствии с которым применять жесткие меры в отношении коррупции, криминалитета и действий по подрыву стабильности страны.
- Призвать к ответственности всех крупных виновников, спровоцировавших кыргызско-узбекский конфликт и принять исчерпывающие меры по пресечению дискриминации по национальному признаку.
Это только некоторые главные меры, которые являются по моему глубокому убеждению велением времени. Об этом говорят многие мои соотечественники. Но возникает вопрос – почему это не происходит?
Ответ – отсутствие в стране авторитетной власти. Нет консолидирующего центра. Нет разумного видения как развивать страну, чтобы большинство людей сказали бы «это то, что надо нам всем, давайте поддержим». А есть ли альтернатива?
Что делать?
Продолжение следует....
Комментариев нет:
Отправить комментарий