Б.Б. Алишер напечатал эту статью как раз 1 апреля, пять лет назад, с большой верой и неиссякаемой надеждой в лучшее будущее. Он хотел верить, что революция, на которую возложили все свои надежды люди, принесёт в дома мир, благополучие,спокойствие, новые возможности, веру в будущее, много хлеба на дастархане и весёлые песни. Он искренне верил. Но, он не мог знать другого. То, что случилось потом. С ним. Со многими другими. Я не был знаком с Алишером. В 2008 году, будучи в Оше и выступая по ОшТВ в прямом эфире, получил звонок от отца Алишера. Он до сих пор у меня стоит в ушах. Я не знал тогда, что сказать отцу Алишера, не знаю и сейчас. Но, я уверен, сбудутся мечты Алишера. Нелегко это будет. Но будет. Сбудутся мечты тех, кто борется за лучшую страну.
Дадим слово Алишеру. Его жизнь продолжается в его мыслях, вере и надежде."Как журналисту, мне довелось стать свидетелем исторических событий, произошедших в Оше и Жалалабаде в марте этого года и в конечном итоге приведших к свержению президента Акаева. До мартовских событий бытовало мнение, что этнические узбеки, составляющие значительную часть населения юга страны, безоговорочно поддерживают Аскара Акаева и именно с его администрацией связывают свое будущее. Да и сама действующая власть была уверена, что нацменьшинства в «час икс» выступят в защиту действующего президента, предложившего им универсальную формулу «Кыргызстан – наш общий дом». При этом официальный Бишкек постоянно выставлял своих оппонентов как националистов, которых ни при каких обстоятельствах не поддержат нацменьшинства.
Долгое время среди узбеков бытовало мнение, что Акаев – своего рода «наименьшее зло». Некоторые до сих пор боятся, что к власти может придти политик-националист, и тогда начнутся гонения. Однако «революция тюльпанов» показала, что узбеки больше не поддерживают действующую власть. Более того, не оправдались прогнозы о возможных межэтнических столкновениях между кыргызами и узбеками на юге страны.
Я сам - этнический узбек из Оша. Моя Родина - Кыргызстан. В марте я оказался в гуще политических событий и хочу рассказать, как узбеки постепенно становились участниками «революции тюльпанов».
После первого тура выборов 27 февраля в Карасуу начались массовые митинги в поддержку то Байыша Юсупова, то Арапа Толонова. Оба они кыргызы. Фаворитом власти в этой гонке был Байыш Юсупов, который баллотировался от пропрезидентской партии «Алга, Кыргызстан!». Сторонники Арапа Толонова блокировали дорогу Ош-Карасуу. 80% из них были этническими узбеками. В начале февраля лидер движения «Атажурт» Роза Отунбаева выступила на узбекском языке перед избирателями этнического узбека Анвара Артыкова. Уже тогда я заметил, что «лед тронулся». Люди начали симпатизировать ей. «Роза – молодец, она - женщина-палван (богатырь!)», - говорили узбекские аксакалы. После первого тура парламентских выборов в Оше начались митинги. Люди вышли на площадь. 1/3 митингующих составляли узбеки - сторонники Анвара Артыкова. Они выдвигали в основном не политические требования, в частности, призывали к проведению честных повторных выборов. В это же время сторонники Дуйшенкула Чотонова начали требовать отставки Аскара Акаева. Постепенно митингующие пришли к единому мнению, что сначала должна быть отставка Акаева, и только потом могут состояться честные выборы. Я видел, как выступали Анвар Артыков, Дуйшонкул Чотонов, Роза Отунбаева и правозащитник Топчубек Тургуналиев. Когда Тургуналиев сказал народу, что предпочитает «продажному кыргызу родственного узбека, который поддерживает правду», узбеки прониклись к оппозиции большой симпатией. Оппозиции удалось завоевать доверие узбеков за очень короткое время. Оппозиционеры доказали, что не собираются выбрасывать узбеков из страны, как квартирантов, что Кыргызстан - их общая Родина. Многие узбеки осознали, что эпоха Акаева закончилась и наступают новые времена, и что они могут быть востребованы. Кыргызов и узбеков объединили общие проблемы - безработица, коррупция, недостаток воды, земли, пищи. За короткое время они нашли взаимопонимание. Сначала узбеки – горожане активно не участвовали в акциях протеста в Оше. С 15 марта узбеки-бизнесмены начали посылать митингующим еду. Кто-то анонимно пожертвовал около 10000 сомов ($250). Один предприниматель пожертвовал быка, которого тут же зарубили на «мясо для революции». После захвата Ошской обладминистрации среди митингующих увеличилось число городских узбеков. Они начали открыто скандировать лозунги против Акаева. В толпе было много женщин и подростков. Многие женщины приехали из близлежащих сел. Они объясняли свое недовольство тем, что из-за безработицы их мужья и дети находятся на заработках в России и больше мириться с этим нельзя. «Наши мужья в России, а невестка не видела моего сына вот уже год. Разве это нормальная жизнь? Никакой работы нет и ничего не меняется», - кричали женщины в мой диктофон, когда я спрашивал их, зачем они вышли на площадь. Узбекские аксакалы говорили мне так: «Раньше мы думали, что кыргызы и узбеки никогда не смогут породниться. Но теперь это произошло. Ведь у нас общие проблемы. Нам всем сейчас плохо и наши дети находятся на заработках в дальних краях».
Узбеки возлагают большие надежды на новую власть. Это - и создание рабочих мест, и справедливая кадровая политика, и ликвидация коррупции, которая в последние годы достигла на юге страны небывалого размаха. Многие мои ровесники – высокопрофессиональные юристы - зарабатывают на жизнь частным извозом на дороге Ош-Карасуу. На мой вопрос почему, один из них ответил: «Я мог бы за 50 тысяч долларов купить себе должность прокурора, а потом "отбивать" эти деньги через взятки, но не хочу этого делать». Многие узбеки по разным причинам симпатизируют Курманбеку Бакиеву. Одни полагают, что президент-южанин знает все чаяния местного населения и скорее поможет им. Другие уверены, что у него узбекские корни. Они считают, что его настоящая фамилия не Бакиев, а Бокиев, а это - чисто узбекская фамилия.
Некоторых политиков «новой формации» узбеки опасаются до сих пор. Например, Кулова они побаиваются из-за его прошлой карьеры в МВД. Текебаеву и Мадумарову не доверяют из-за когда высказанных ими националистических лозунгов. Многие аксакалы в качестве кандидата в президенты поддержали бы Розу Отунбаеву, но женщины-узбечки против. Они считают, что женщина должна следовать традициям и не заниматься активной политикой.
Губернатором Ошской области при новой власти стал узбек, что уже говорит о доверии кыргызского народа к узбекам. Мародерства, как в Бишкеке, на юге не было. Ош и Жалалабад - небольшие города, где все друг друга знают в лицо. Случись кража или грабеж, уже на следующий день в виновника тыкали бы пальцем, и клеймо вора преследовало бы всю его семью и последующие поколения. Другим сдерживающим фактором было понимание того, что если – не дай Бог - кыргыз ограбит узбека, завтра же будет грандиозная межнациональная война. Правда, на юге были ограблены чисто «акаевские» объекты, такие, как компания «Ареопаг-Ош» (коммуникации), принадлежащая родственнику Акаева. Разгромили кафе Айдара Бакиева (однофамилец Курманбека Бакиева) - лидера молодежного движения, который числился ярым сторонником Акаева.
В общем, узбеки Кыргызстана меня приятно удивили. Кто бы мог подумать, что они способны пойти против системы, но оказалось, что перемен желали все. Это вселяет большой оптимизм".
№ 364, 1 апреля 2005 г.
Алишер Саипов, корреспондент ИА «Фергана»
Комментариев нет:
Отправить комментарий