Сегодня поздно вечером в Бишкек прибывает помощник госсекретаря США Кондолизы Райс Ричард Баучер. Это второй незапланированный визит высокопоставленного чиновника американского госдепартамента за последние полгода. Столь пристальное внимание к КР со стороны официального Вашингтона политологи связывают прежде всего с не совсем благополучным развитием как внутриполитической, так и внешнеполитической ситуации в республике после мартовских событий 2005 года. Достаточно упомянуть последний дипломатический скандал, когда Кыргызстан и США «обменялись» высылкой сотрудников дипмиссий.
Так это или нет, станет известно только после окончания переговоров Ричарда Баучера с руководством Кыргызстана, которые начнутся завтра, 10 августа. В рабочем плане помощника госсекретаря США значится встреча с президентом КР Курманбеком Бакиевым, премьер-министром Феликсом Куловым и министром иностранных дел Аликбеком Джекшенкуловым. Все три диалога пройдут за закрытыми дверями.
Сегодня свою точку зрения на развивающиеся события в стране с учетом явного накала в кыргызско-американских отношениях высказывает вице-президент Американского университета в Центральной Азии, Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор Бакыт Бешимов.
- Независимый Кыргызстан - молодое государство на карте мира. И его гражданам небезразлично и важно знать, в чем состоят глубокие долгосрочные национальные интересы республики. Думаю, многие согласятся со мной: прежде всего в том, чтобы состояться как независимое суверенное, успешно развивающееся демократическое государство. Это главное.
Для нас самих и для мировой общественности еще не является очевидным, что Кыргызстан прочно стоит на пути развития и в состоянии выдержать сильные угрозы. Слишком много проблем внутри страны, и куда больше опасностей подстерегают извне.
Кыргызстан может быть успешным только как демократическое государство с рыночной экономикой. Демократия не сразу прививается, но она уже пустила прочные корни на нашей земле. Пройдет немного времени, и мы еще глубже осознаем, что демократический выбор должен стать нашей судьбой.
США с момента признания независимости Кыргызстана твердо подчеркивают приоритетность поддержки свободы, демократии и прав человека в стране и регионе в целом. Это не просто курс очередной администрации Белого дома, а неизменный вектор идеологии внешней политики США. В становлении рыночной экономики в Кыргызстане главное не инвестиции и кредиты, а люди - кыргызстанцы - предприимчивые и образованные. США продолжают оказывать нам неоценимую помощь в подготовке такого человеческого капитала. Таким образом, наши коренные национальные интересы совпадают с интересами США, и весьма разумно двигаться вперед, развивая взаимовыгодное сотрудничество.
Прочные динамично развивающиеся отношения с Соединенными Штатами, государством, которое играет ключевую роль в мировой политике, и есть гарантия развития Кыргызстана, его движения по пути независимости и построения демократического общества. Вообще, осуществление грамотной политики с великими державами – Россией, Китаем, Японией, странами Европейского союза, а также умелое выстраивание плодотворных связей с несомненно дружественным Казахстаном и другими соседями по Центральной Азии, конечно, должно быть приоритетным.
Наша страна сможет успешно противостоять разным угрозам и вызовам, будучи крепко связанной перспективными двусторонними соглашениями с США. Нам не следует забывать, что американцы всегда протягивали руку помощи, когда нам было трудно. Доверие, благодарность, надежность так же высоко ценятся в международных отношениях, как и в отношениях между людьми.
Кризис в кыргызско-американских отношениях возник из-за неверной интерпретации причин, природы и последствий «цветных революций» на постсоветском пространстве. Конечно, есть и другие объяснения, но, на мой взгляд, это главное. Болезненная реакция нынешней официальной Москвы на «цветные революции» имеет следствием стремление доминировать во влиянии на новые независимые страны и минимизировать влияние США. Это очевидно. Но определяющей является не политика конкретных администраций, а воля народов. Даже диктаторы уходят, а стремление народов к свободе и благополучию остается постоянным. Придет пора, когда все поймут, что причиной революций и массовых протестов является недовольство людей неэффективной политикой официальных властей, коррупцией и отсутствием ощутимых перемен к лучшему. Наоборот, зрелое гражданское общество, частью которого выступают НПО, есть стабилизирующий фактор и основа разумного порядка в интересах всех. Особенно важно глубоко осознать это нынешнему руководству Кыргызстана, которое пришло к власти в результате народной революции 25 марта 2005 года.
Нам не следует ориентировать свою внешнюю политику на имеющиеся временные противоречия между США и Россией или другими ключевыми странами мировой политики, а позиционировать свои интересы в сторону гармонии с коренными интересами этих могучих держав. Почему?
Коренные интересы США и России схожие, как бы их не интерпретировали правительства. В конце концов общественное мнение народов этих стран является определяющим. Позволю привести выдержку из одной замечательной статьи. Как показал опрос американского общественного мнения в феврале текущего года, Россия - десятая в списке из 22 наиболее популярных стран: 54 процента американцев оценили ее позитивно, причем Франции досталось столько же голосов, а Китаю - на 10 процентов меньше. По прошлогоднему опросу фирмы Harris, только восемь процентов американцев считали Россию «врагом». В России, несмотря на периодические всплески антиамериканизма в связи с положением в Ираке, «цветными революциями», ситуация в принципе такая же. По результатам, пожалуй, самых авторитетных опросов, проводимых Pew Global Attitudes Projects (Вашингтон) и посвященных имиджу Соединенных Штатов в шестнадцати странах, граждане России заняли пятое место (52 процента) по степени их положительного отношения к Америке (после Индии, Польши, Канады и Великобритании, опередив союзников США по НАТО - Германию, Испанию, Нидерланды и Турцию). Согласно опросу, проведенному российским Левада-центром, 66 процентов россиян заявили, что относятся к США очень хорошо или хорошо (против 17 процентов, которые относятся плохо или очень плохо). Пропорция, практически не меняющаяся с декабря 2001 года. Что же касается американского народа, то число «хорошо относящихся» к россиянам зашкаливает за 80 процентов с февраля 2000-го.
Мой небольшой дипломатический опыт говорит, что такая молодая страна, как Кыргызстан, презентующая себя миру, должна избегать, по крайней мере, двух ошибок во внешней политике. Первое. Необходимо стремиться к тому, чтобы не стать марионеткой в интересах могущественных сил, особенно, когда не известны правила и цели большой игры. Есть всегда предел вмешательства в дела слабых государств. Временную слабость можно понять, но никто не уважает глупость.
Второе. Важно не потерять доверие, которое очень высоко ценится в международных отношениях. Никто не застрахован от ошибок, и к большинству их люди относятся с пониманием. Но на ненадежности и отсутствии выверенной позиции невозможно построить выгодное партнерство. В международных отношениях существует аксиома – надежно и выгодно строить долгосрочные отношения с теми, кто прочно опирается на свои национальные интересы, а не с марионетками.
Мне хотелось бы, чтобы руководство Кыргызстана преодолело дипломатический кризис в отношениях со США и продолжало укреплять взаимовыгодное партнерство с этой страной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий