Bakyt Beshimov:Text of the Speech before the U.S. Commission on Security and Cooperation in Europe(Helsinki Commission) 27 July 2010
The story of
As we all seek to disentangle the causes of
The referendum of June 23rd was a self-legitimizing initiative of the Interim government. It took place only a week after the ethnic clashes, when between 100,000 to 400,000 citizens of
This brazen manipulation occurred when most citizens, at least in the south of
Being intimately familiar with politics in
Knowing this, how can anyone not only recognize the results of the referendum, but also see it as a step toward stability? And yet, most heads of state and the international community at large congratulated Roza Otunbaeva, who was confirmed as president by the referendum, and recognized her as legitimate ruler. What message are we sending by doing that?
Remember, in June 2005 the international community rushed to congratulate president Bakiev, who won the presidential elections in the aftermath of the March 2005 coup that violently overthrew the previous president. Unsurprisingly, Bakiev then used his international support to strengthen his power through fabricated parliamentarian and presidential elections in 2007 and 2009, effectively denigrating the country to a de-facto autocracy. Still before,
Are we making that same mistake again? So far there is little to say that we are not. Let’s look at the facts. In May 2010, Bakiev’s supporters attempted to bring back the old rule and captured the state house in Jalal-Abad, Bakiev’s hometown. To deal with the matter, the Interim Government directed a local Uzbek leader, Kadyrzhan Batyrov, to help suppress the insurrections. A violent confrontation ensued between the supporters of Batyrov and Bakiev, leading to the death of five Kyrgyzs and the burning of the houses of the entire Bakiev family. While inexcusable, that did drive many Kyrgyz mad and sparked subsequent violence.
Now let’s be clear, the Interim government’s conduct showed that it was willing to put its political interests well above the interests of ethnic peace. That is a sign that, despite two regime changes in the past five years, the nature of the ruling class in
Second, a word on the role of external powers in Kyrgyzstan today. Leaders of both the
Finally, in order to establish real stability and give a chance to democracy in
Выступление доктора Бакыта Бешимова на слушаниях Хельсинкской Комиссии по Кыргызстану
История Кыргызстана сегодня представляет собой историю об опасном пути страны в поисках своей политической идентичности, вслед за распадом Советского Союза. Плохо это или хорошо, мы как нация ясно продемонстрировали cвою способность сопротивляться тирании. В то же время, мы показали очень плохие навыки строительства государства, что, конечно, является ведущей причиной наших сегодняшних проблем.
В то время, как все мы стремимся определить причины нестабильности в Кыргызстане и надеемся найти правильные ответы, я пришел сюда сегодня для того, чтобы выдвинуть два аргумента. Во-первых, для нас всех важно не переоценить референдум от 23 июня в качестве шага к стабильности, поскольку он, возможно, таковым не является.
Референдум от 23 июня был инициативой самолегитимизации Временного Правительства. Он состоялся лишь неделю спустя после межэтнических столкновений, когда от 100.000 до 400.000 граждан Кыргызстана – главным образом этнических узбеков – были вынуждены покинуть свои места проживания. Вместо того, чтобы отложить референдум с тем, чтобы напрямую сосредоточиться на прекращении разрастающейся трагедии, Временное Правительство использовало её с тем, чтобы оказать давление на граждан для одобрения референдума. Члены Временного Правительства часто заявляли: «Если Вы за мир, тогда голосуйте за референдум».
Эта беспардонная манипуляция произошла в условиях, когда большинство граждан, по крайней мере, на юге Кыргызстана, не только не могло проголосовать, но и просто не могло принять осознанное решение. Как можете Вы думать о какой-то политической проблеме, когда Ваш дом был только что сожжен дотла и Ваша семья покинула место проживания! Кроме того, ситуация на местах все еще оставалась нестабильной. Например, опасаясь за безопасность, ОБСЕ решила не посылать расширенную миссию наблюдателей, ограничившись лишь 36 наблюдателями.
Будучи глубоко знакомым с политикой в Кыргызстане, я могу заверить Вас в том, что в будущем некоторые политические силы в Кыргызстане будут использовать все эти условия, при которых референдум имел место – и действительно не должен был иметь место – для того, чтобы подвергнуть сомнению законность его результатов и легитимность настоящего правительства.
Зная это, как может кто-нибудь не только признать результаты референдума, но также и рассматривать его в качестве шага к стабильности? И в то же время, большинство глав государств и международное сообщество в целом поздравили Розу Отунбаеву, которая была подтверждена в качестве президента референдумом, и признали ее в качестве законного правителя. Какой сигнал мы посылаем, поступая таким образом?
Помните, в июне 2005 года международное сообщество помчалось наперегонки, чтобы поздравить президента Бакиева, который выиграл президентские выборы после переворота в марте 2005 года, в результате которого был насильственно свергнут предыдущий президент. Неудивительно то, что Бакиев тогда использовал свою международную поддержку для усиления своей власти, через сфабрикованные парламентские и президентские выборы в 2007 и 2009 годах, эффективно сведя страну к фактической автократии. А до этого первый президент Кыргызстана Аскар Акаев в течение многих лет пользовался поддержкой и почти лестью международного сообщества, которыми он мастерски манипулировал для того, чтобы усилить свою власть и посеять семена всеобьемлющей нестабильности в Кыргызстане.
Не совершаем ли мы ту же самую ошибку снова? Пока мало что может сказать о том, что нет. Давайте посмотрим на факты. В мае 2010 года сторонники Бакиева попытались вернуть назад старое правление и захватили правительственное здание в Джалал-Абаде - родном городе Бакиева. Чтобы решить этот вопрос, Временное Правительство вовлекло местного узбекского лидера Кадыржана Батырова в подавление мятежа. Насильственная конфронтация последовала между сторонниками Батырова и Бакиева, приведя к гибели пятерых кыргызов и поджогу домов всей семьи Бакиева. Хотя это было и непростительно, все это в действительности привело многих кыргызов в ярость и вызвало в последующем насилие.
А теперь давайте скажем со всей ясностью, что поведение Временного Правительства показало, что оно пожелало поставить свои политические интересы намного выше интересов межэтнического мира. Это является признаком того, что, несмотря на две смены режима за прошлые пять лет, природа правящего класса в Кыргызстане остается во многом неизменной – его интересы, его выживание и его обогащение остаются гораздо выше интересов народа. Все мы знаем, что такое положение никогда не приведет к демократии или стабильности.
Во-вторых, о роли внешних держав в Кыргызстане сегодня. Лидеры, как Соединенных Штатов, так и России, утверждают, что они добиваются «прагматического партнерства» в своих отношениях по Кыргызстану и Центральной Азии в целом. Вместе с тем, действительность на местах говорит, что Россия использует это «прагматическое партнерство» как дымовую завесу для того, чтобы продолжить и усилить свою стратегию восстановления Центральной Азии непосредственно в качестве своей «зоны привилегированных интересов». Народ Кыргызстана будет надеяться на то, что, в то время, как США преследуют партнерство с Россией и Россия манипулирует им, Кыргызстан не потеряет безвозвратно свой суверенитет, а также не перенесет страдания от хронической нестабильности в последующие годы.
Наконец, для того, чтобы создать реальную стабильность и дать шанс демократии в Кыргызстане, императивом является радикальное изменение природы правящего класса в стране. Природа правящего класса продолжает оказывать сопротивление верховенству закона и остается негуманной. Проведение референдума в июне является лишь последним примером этого. Проблемы управления, которые на сегодня являются главными в Бишкеке, входят в число тех, по которым США должны действовать в одиночку или с ЕС или Индией, но не с Россией, чья деятельность в этой области остается в действительности прискорбной.
Хельсинкская Комиссия, 27 июля 2010 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий