В настоящее время жизненно важно за быстротекущими событиями не упустить из поля зрения главное. А главной политической целью на протяжении всех этих 20 лет после развала СССР оставалось строительство устойчивого суверенного государства, которое может уверенно решать по крайней мере три важные задачи: эффективно контролировать территорию и обеспечивать безопасность страны, создавать необходимые условия для устойчивого экономического развития и защищать права и свободы граждан.Только в рамках суверенного государства может состояться национально-культурная и гражданская общность – народ Кыргызстана и реализовать все свои мечты о достойной человека жизни. Только имея своё государство и оберегая его суверенность, можно развивать демократию и осуществить мечты о справедливом общественном устройстве. Принятие новой Конституции, переход к парламентской форме управления можно всерьез рассматривать, только если это отвечает указанной главной цели. Для нас главная цель не стать парламентской или президентской республикой. Тем более, что предложенный проект Конституции закладывает условия для новых раздоров и дальнейшей дезорганизации всей системы государственного управления. Всем нам следует подумать на основе какой формы управления мы сможем делать правильные шаги по пути национально-государственного строительства.
Пора осознать, что через 20 лет после обретения независимости, мы стоим перед низложенным государством. Суровая реальность в том, что кыргызское государство ещё не состоялось. Личные интересы двух президентов и их окружения были поставлены выше главной общенациональной цели. Увы, но государственное строительство оказалось им не по плечу. В результате, Кыргызстан сегодня не только не может обеспечить базовые потребности большинства людей и всецело зависит от внешней финансовой помощи, но и не в состоянии обеспечить целостность государства и гарантировать безопасность граждан.
Но, история даёт нам ещё один шанс. Поэтому все нынешние действия необходимо оценивать от соответствия их интересам построения суверенного кыргызского государства. А для этого предлагаю:
- Продвигать политику достижения всеобщего консенсуса в отношении главной политической цели – строительства суверенного государства. Все политические силы, гражданские организации и общественные движения должны перестать ставить свои личные цели выше национальных интересов. К сожалению, вражда кланов, региональных группировок, и разных политических сил подрывают основы независимости. Отсутствие к позитивному сотрудничеству и непримиримая грызня в кыргызской политике открывают дорогу нездоровому вмешательству других государств. Все распри и противоречия должны незамедлительно отходить на второй план, когда речь идет о защите суверенитета. Открытые призывы к присоединению к России в качестве автономии, а также регионалистский сепаратизм говорят об отсутствии настоящей государствообразующей политики. Эти же призывы свидетельствуют о разложении духа государственности, полной потери доверия к возможности исторического созидания. Дух государственности и государственное мышление могут окрепнуть и углубиться только на основе коренного изменения отношения к людям и государству от мелко-чиновничьего воровского к заботливо-гражданскому правовому. Следует избавиться от родовых болезней двух предыдущих режимов, отказаться от взяточничества, непотизма и обогащения незаконным путем. Иначе это будет глумлением над памятью погибших 7-8 апреля и во время Аксыйских событий. В руках нынешних политиков хрупкая свобода народа. Понимают ли они меру ответственности?
- Подчинить внешнюю политику всецело главной политической цели. Всё что в сфере международных отношений помогает строить уверенное в себе суверенное кыргызское государство должно быть задействовано. Самые лучшие и стратегические партнеры Кыргызстана это те, кто помогает государственному строительству и укрепляет суверенитет и независимость страны. В отношении же тех, кто видит нашу страну в качестве вассала, или площадку для реализации своих амбиций надо суметь определить разумную дистанцию, чтобы обезопасить от негативного влияния. Обоснованная многовекторность внешней политики первого президента была искажена его излишней услужливостью и слащавой угодливостью влиятельным международным организациям. Второй президент, отказавшись от многовекторности, пустился в авантюры, так и не смог сформулировать адекватные цели и задачи внешней политики. Но, он положил начало опасному прецеденту – ввязыванию страны в рискованные игры в отношениях между могущественными странами, Россией и США. В 2009 году, когда вдруг был поставлен вопрос о закрытии американской авиабазы и финансовом соглашении с Россией в 2 миллиарда долларов было ясно, что Бакиев позволил себе опрометчиво превратить страну в разменную монету в чужой игре с неизвестными правилами. Теперь это очевидно уже для всех. Из этой грустной истории можно извлечь по крайней мере два урока. Первый – держать ровные надежные отношения с соседями и могущественными государствами и интернационализировать свою национальную систему безопасности. Самый поучительный пример – это политика Казахстана. Второе – научиться вести аргументированный и откровенный разговор с народом об острых проблемах во взаимоотношениях с ключевыми партнерами, особенно когда речь идет о попытках вмешательства во внутренние дела.
- Экс президенты несомненно должны предстать перед беспристрастным правосудием и оно должно определить меру их вины и наказания. Также как и члены их кланов. Но, негодование по поводу преступлений клана Бакиева не должно заслонять перед нами вопрос о роли кремлевской администрации в кыргызских событиях. Ряд членов временного правительства не скрывают факта решающего влияния определенных кругов России. Даже законная ненависть к преступникам погубившим столько замечательных людей, не должна закрывать нам глаза на грубое попрание суверенитета. Сам Бакиев утверждает о наказании его российской администрацией за непослушание по поводу закрытия американской базы. Мы должны говорить об этом открыто и доказательно поскольку упомянутые действия есть посягательство на суверенитет государства. Не идёт ли речь о некой стратегии «смены режимов»на постсоветском пространстве, первым испытательным полигоном которой стал Кыргызстан? Может всем постсоветским странам уже заготовлена участь иметь в «зоне привилигированных интересов Российской Федерации» одну привилегию – привилегию покорного послушания. Забвение национальных интересов в угоду решения внутриполитических вопросов с помощью внешней силы в конце концов уничтожит независимость.
- Криминальные политические режимы в Кыргызстане подорвали основу для поступательного развития страны. Почти невозможно теперь убедить вкладывать в страну инвестиции и формировать долгосрочные партнерские отношения после всего случившегося. Поэтому важно, чтобы новая власть не вовлекалась в передел собственности и власти. Главные решения государства должны непременно учитывать задачи безопасности страны, цели экономического развития и оберегать права и свободы граждан.
Новой власти и народу страны надо учесть, что 20 лет кыргызская политическая элита провела в яростной борьбе за властные полномочия. Из-за этого было проведено множество сфальсифицированных референдумов и выборов, многократно изменялась Конституция и законы под правителя. А создание устойчивой платформы для укрепления национального государства было предано забвению. Все государственные институты к настоящему моменту настолько дискредитированы, что добиться доверия людей чрезвычайно трудно.
Члены временного правительства, которые собираются баллотироваться, на мой взгляд, должны немедленно подать в отставку, чтобы под них не принималась Конституция и не использовался административный ресурс. Остальные члены временного правительства должны заниматься менеджментом страны - заботиться о том, как народ соберет урожай осенью и подготовиться к зиме. Полагаю необходимым укрепить общественный контроль за действиями временного правительства. Вопрос о конституционном устройстве следует обсудить с уважаемыми международными экспертами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий