1. Расширение сотрудничества с Центрально-азиатскими государствами с целью поддержки усилий Международных сил содействия безопасности в Афганистане и Пакистане, а также для установления стабильности в регионе. Эта задача включает в себя развитие двусторонних отношений между странами Центральной Азии и США, а также обеспечение надежности NDN.
2. Развитие и диверсификация энергетических ресурсов региона. Центральная Азия обладает большим количеством энергоресурсов, которые необходимо развивать для установления международной энергетической безопасности. Страны Центральной Азии должны воспользоваться международным опытом и стремиться к диверсификации торговых отношений с разными странами.
3. Поддержка политической либерализации и соблюдения прав человека. По словам Джорджа Крола, администрация Обамы не пытается навязать политические принципы странам Центральной Азии, но это не означает, что США не будут и далее активно поддерживать демократическое правление и соблюдение прав человека. США понимают, что политические преобразования требуют времени. Вместе с тем Вашингтон надеется, что председательство Казахстана в ОБСЕ в следующем году будет способствовать демократическим процессам в регионе в целом.
4. Содействие развитию рыночной экономики и проведению экономических реформ. Правительство США ставит целью помочь центрально-азиатским странам наладить торговые отношения между собой, а также помочь развить торговые связи через NDN.
5. Предотвратить полный распад государств. Власти стран Центральной Азии испытывают сложности в исполнении своих прямых обязанностей перед населением, что в свою очередь может привести к частичному или полному распаду государств. Таджикистан и Кыргызстан в особенности все больше напоминают «несостоявшиеся государства». Через развитие экономики и сельского хозяйства правительство США стремится предотвратить
политический и экономический кризис.
2. Развитие и диверсификация энергетических ресурсов региона. Центральная Азия обладает большим количеством энергоресурсов, которые необходимо развивать для установления международной энергетической безопасности. Страны Центральной Азии должны воспользоваться международным опытом и стремиться к диверсификации торговых отношений с разными странами.
3. Поддержка политической либерализации и соблюдения прав человека. По словам Джорджа Крола, администрация Обамы не пытается навязать политические принципы странам Центральной Азии, но это не означает, что США не будут и далее активно поддерживать демократическое правление и соблюдение прав человека. США понимают, что политические преобразования требуют времени. Вместе с тем Вашингтон надеется, что председательство Казахстана в ОБСЕ в следующем году будет способствовать демократическим процессам в регионе в целом.
4. Содействие развитию рыночной экономики и проведению экономических реформ. Правительство США ставит целью помочь центрально-азиатским странам наладить торговые отношения между собой, а также помочь развить торговые связи через NDN.
5. Предотвратить полный распад государств. Власти стран Центральной Азии испытывают сложности в исполнении своих прямых обязанностей перед населением, что в свою очередь может привести к частичному или полному распаду государств. Таджикистан и Кыргызстан в особенности все больше напоминают «несостоявшиеся государства». Через развитие экономики и сельского хозяйства правительство США стремится предотвратить
политический и экономический кризис.
_________________________________________________________
Мой комментарий: Общие замечания. Политика президента Обамы в отношении Центральной Азии только вырисовывается. Поэтому, пока правильнее будет говорить о контурах, а не о целостной политике в отношении региона. Это связано, с тем, что президент Обама сейчас определяет политику США в отношении главных проблем современного мира и ищет ответы на главные вызовы безопасности США. Это требует времени, размышлений, нервов и выдержки. Для него, сейчас в Евразии, важно мягким подходом привлечь Россию, Китай к более качественному партнерству, найти новые полезные решения для всего постсоветского пространства. И всё для того чтобы успешно завершить стратегически важную запланированную операцию в Афганистане. Неудача в этой стране может серьёзно поколебать вес США в международных делах.
В связи с этим, вполне закономерно, что вопросы безопасности являются основой политики США в Центральной Азии. Так же, как и основой политик самих государств Центральной Азии. Правда там больше думают о сохранении своих режимов личной власти. Несомненно, по мере решения главных проблем, США будет смещать акценты в своей политике в отношении региона. Но пока, США строго придерживается прагматичной политики.
А теперь о приоритетах США в Центральной Азии.
(1) В Афганистане, США и НАТО, по существу защищают не только свою, но и безопасность Центральной Азии, России и Китая. Поэтому, вовлечение стран региона в систему региональной безопасности, включающей Афганистан и Пакистан разумно. Мы же понимаем, что если каким-то силам удастся ослабить или парализовать NDN, операция в Афганистане может провалиться. В интересах всех упомянутых стран помочь успешному завершению операции США и НАТО в этой многострадальной стране.
(2) Эта задача будет оставаться гвоздем политики США и Запада, а также Китая на долгий срок. Усилиями Китая, Казахстана, Туркменистана и теперь уже Узбекистана происходит диверсификация энергетических ресурсов. Энергетические ресурсы региона выйдут широко на мировой рынок, если удастся создать и поддерживать стабильную обстановку в Афганистане. Так что, это второй аргумент в пользу заинтересованного участия стран региона в операции США в Афганистане.
(3) Здесь отражена известная в кругах экспертов точка зрения, которая сформировалась из следующих соображений: (A) Надо дать шанс Казахстану, как наиболее модернизированной стране стать локомотивом демократических преобразований. Я вижу в этом резон. У казахов более успешная экономика, формируется средний класс, и более разумное отношение к государственным делам. На мой взгляд, эта единственная страна в регионе, где как правящая элита, так и контр-элита стараются жить по реалиям современного мира, выглядят более продвинутыми в деле строительства национального государства. Проблем у них много, но казахи на несколько шагов впереди по рейтингам, индексам. И на внешней арене,Казахстан отличается сбалансированным и рациональным подходом. (B) Не только правители, но, увы, и большинство населения региона не считают строительство демократических институтов и права человека приоритетом. Что политическая либерализация, к сожалению имеет последствием хаос и угрозу слабым государствам. Нынешний кыргызский режим, после многообещающих событий 2005 года, подорвал полное доверие к политическому движению в регионе. К власти в Кыргызстане пришла оппозиция, которая установив бандитский режим, усилила репрессии, значительно ухудшило положение с правами человека. С первых дней стала выдавать беженцев с Узбекистана на расстрел ташкентскому диктатору. Некоторые ранее оппозиционные СМИ, годами получавшие гранты США и Запада, после 2005 года стали всячески защищать и восхвалять криминальный режим и вести антиамериканскую политику. Это вызвало по меньшей мере недоумение у доноров, поскольку они думали, что помогают формировать сбалансированную медиа в странах региона. В этих условиях, политику укрепления государственных институтов в регионе США выставили на первый план. Слова господина Крола "администрация Обамы не пытается навязать политические принципы странам Центральной Азии", на мой взгляд надо понимать в смысле того, что пусть народы сначала сами определяться в отношении демократии. И действительно, если самим народам демократия не нужна, внешняя помощь бесполезна. Борьба против диктатур и репрессий ещё не означает движения в сторону демократии. Демократию с повестки дня развития наций региона вычеркнули не США или Запад, а национальные элиты, правящие и оппозиционные. Мы же убедились, на волне массовых протестов к власти могут прийти оттьявленные мерзавцы. Слова господина Крола "США понимают, что политические преобразования требуют времени" я понял так, что при нынешних режимах вряд ли можно всерьез говорить о демократии и правах человека и поэтому надо подождать пока наступят лучшие времена для стран. Надо согласиться с тем, что национальные элиты стран региона, не поднялись на уровень современного мира и продолжают заталкивать свои страны в пучину отсталости и авторитаризма.
(4) Полагаю, это очень трудная задача. Страны Центральной Азии сейчас в состоянии вхождения в затяжной конфликт друг с другом. Отношения между ними по воде, энергетике и границам все более обостряются. Нужно попробовать создать некий торговый консорциум через NDN, где все страны смогут получить выгоды и дальше будут заинтересованы только укреплять эту систему. Но, боюсь, что в такого рода дела, некоторые режимы принесут свою коррумпированную практику, будут ревностно недружелюбно относиться друг другу и изначально загубят это, как многие другие выгодные проекты.
(5) Три страны региона: Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан в списке 50 наиболее рискованных стран, ( failed states) которым грозит распад. Кстати, согласно авторитетному индексу стран риска самое худшее положение в Узбекистане, который на 31 месте, потом в Таджикистане - на 37 месте и Кыргызстане на 42 месте. Видимо сейчас Узбекистан начинает приобретать все большее значение для США и поэтому эту страну решили не упоминать официальные лица, во избежания раздражения узбекского правителя. Но, как бы то ни было, эти государства, из-за политики своих правительств остаются несостоявшимися проектами. Но, мера предлагаемая США не изменит положение этих стран. Такое печальное состояние государств - это результат правления отсталых, не модернизируемых, репрессивных авторитарных режимов. Эти государства под пятой своих правителей замерли, не развиваются, и при сильном внутреннем конфликте и внешнем ударе развалятся. Чем дольше правят эти режимы, тем чётче на горизонте этих стран вырисовываются новые теократические режимы. Время постсоветских азиатских диктаторов играет на пользу союзу исламского джихада в Центральной Азии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий