демократия в широком смысле этого понятия - есть процесс развития, который содействует распространению свободы людей решать все вопросы в интересах всего общества. Демократия в узком смысле - есть возможность формировать органы государственного и общественного управления на основе свободных выборов. Поэтому постановка вопроса "Что лучше для Центральной Азии - демократия или авторитаризм?" не состоятельна, поскольку альтернативы развитию демократии в регионе нет. Но реальность такова, что в большинстве стран нашего регион в основном утвердились авторитарные режимы. Почему так произошло? Можно ли считать авторитарные режимы лишь переходным явлением или они соответствуют культуре, менталитету и общественным потребностям населения и поэтому ещё долго будут господствовать в политических системах этих государств?
После развала коммунистической системы страны Центральной Азии выбрали разные модели развития. На их выбор решающую роль оказали такие субъективные и объективные факторы, как мировоззрение лидеров, политическая культура и философское видение политических элит, культура населения, историческое наследие, количество насущных проблем общества, имеющиеся вызовы и угрозы. Решающую роль продолжает играть наличие природных ресурсов и качество использования их для целей развития общества.
Существует утверждение, что основным препятствием на пути успешного развития демократии в Центральной Азии является отсутствие или слабость механизма мирной передачи государственной власти и смены политических элит. Почему в странах Центральной Азии создалось такое положение? Существует ли настоятельная необходимость нахождения у власти одних и тех же лидеров около 20 лет? Обычно это объясняется незаменимостью главных политических фигур в силу их выдающихся способностей сохранять стабильное положение в стране.
В марте 2005 года политически активная часть населения Кыргызстана решила главный вопрос о власти сама, вынудив президента покинуть свой пост. В средствах массовой информации и экспертной среде сформировалось такое мнение, что при слабом государстве неподготовленное историческим развитием активное вовлечение широких народных масс в политическое движение может привести к гражданской войне, как это случилось в Таджикистане, или к хаосу как в Кыргызстане. Но виновата ли в этих событиях демократия? Не используют ли диктаторы эти события в качестве пугала для своих народов для того, чтобы продолжать свою политику манипулирования сознанием людей в собственных корыстных интересах?
В зависимости от оценки роли свободы и демократии в жизни обществ Центральную Азию некоторые эксперты условно разделяют на две части. К одной относят Кыргызстан и Казахстан, где уровень открытости обществ более высок, официально действует оппозиция, свободно функционируют СМИ и развивается новая социально-политическая инфраструктура. К другой - остальные страны региона, которые выбрали жестко авторитарный стиль управления. По оценкам организации Фридом Хауз в 2007 году в регионе только одна страна - Кыргызстан - признана частично свободной, остальные страны - не считаются свободными. То есть это страны, где политические права и гражданские свободы граждан подавляются властью. При этом большинство граждан там лишены права выбора. В Казахстане реализуется вариант "регулируемой демократии" или сингапурская модель развития, где первоначально была либерализирована экономика, и постепенно проводятся политические реформы и предоставляются гражданские свободы. В Кыргызстане на фоне слабых государственных институтов развивается самое сильное в регионе гражданское общество. Здесь уровень развития демократии по сравнению с соседними странами довольно высок. В этой стране уже многие важные государственные решения принимаются на основе соглашения или консенсуса между властью и оппозицией. В остальных странах региона упор делается на "самобытное развитие" под которым понимается постепенное внедрение демократических институтов в жизнь обществ. Возникает вопрос, является ли такой путь действительно выбором народов или это навязанный правящей верхушкой путь, который позволяет им находиться у власти столько, сколько у них для этого будет возможности?
Лидеры стран региона постоянно подчёркивают, что либеральная демократия Запада не может быть применена в Центральной Азии, поскольку исторический путь и национальные особенности требуют иного подхода к развитию демократии. Они утверждают, что, скорее всего, путь к демократии будет долгим и сопряженным с множеством трудностей. Если это так, то, что может быть тогда альтернативой либеральной демократии на переходном этапе - диктатура, авторитаризм, национализм,теократия?
Большинство представителей оппозиционных сил и гражданского общества считают, что к демократическим формам правления не готовы, прежде всего, политические лидеры, которые препятствуют деятельности оппозиции и преследуют инакомыслящих. Но если оппозиция придёт к власти, сможет ли она управлять обществом демократическими методами?
Комментариев нет:
Отправить комментарий